Кино перестройки

АССА

 

Год:1987 

Страна: СССР

Режиссер: Сергей Соловьев 

Продолжительность: 153 мин.

 

Легенда перестроечного кино, считающаяся одним из символов эпохи, "изюм из булки" так сказать. Показы фильма сопровождались лозунгом "Ассу в массы". Кстати, что касается названия фильма, то здесь существует несколько версий. Самая распространённая, "Асса" - аббревиатура от слов "автор Соловьев Сергей Александрович". По другой версии, озвученной Сергеем Бугаевым-Африкой, название происходит от винной марки "Массандра", которой якобы было немало выпито за время съёмок в Крыму. В самом же фильме говорится, что "Асса" - это первое слово, произнесённое Ноем, после прибытия на Арарат.

По сюжету, главная героиня - симпатичная медсестра Алика (Татьяна Друбич - жена Сергея Соловьева с медицинским образованием) мечится между криминогенным папиком с замашками интеллигента Крымовым (Станислав Говорухин) и эксцентричным неформалом по кличке "Бананан" (Сергей Бугаев-Африка). В фильме, кстати, признаётся существование организованной преступности в СССР и это при том, что само действие фильма по сюжету происходит ещё в брежневское время.

Говорухин позже вспоминал, что в ходе съёмок между ним и Соловьёвым возникали разногласия. Оно и понятно – два режиссёра на одной творческой кухне.

Отдельная статья - это конечно музыка к фильму и вообще творческий коллектив, создавший его. Музыка здесь не просто фон, музыка здесь идея. Песня "Город золотой" более известная как "Поднебом голубым", исполненная (но не сочинённая!) Гребенщиковым делает сцену на ялтинской канатной дороге необыкновенно романтичной. По воспоминаниям режиссёра, во время этой сцены, зрители в кинотеатрах стоя подпевали этой песне. Ну и конечно финальное комео Виктора Цоя в образе "поэта, который на белом свете живёт" делает фильм историческим.

 

 

 

 

 

     

Жарков М. © Санкт-Петербург 2014