Антиалкогольная кампания в СССР

В один день, 17 мая 1985 г. жизнь миллионов советских граждан совершила неожиданный поворот. В газетах был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения".

При этом закон коснулся не только любителей "сообразить на троих", но и вполне равнодушных к спиртному граждан. Дело в том, что в условиях слабой платёжеспособности рубля и тотального дефицита времён позднего СССР, заветные "пол-литра" стали по сути второй валютой в стране, которой можно и нужно было расплачиваться с мастеровым людом. (Эпизод в фильме "Афоня" это замечательно иллюстрирует) В советском фольклоре появилось даже расхожее понятие "жидкая валюта".

Справедливости ради следует сказать, что знаменитая кампания 1985 г. не была первой попыткой ограничить потребление алкоголя в СССР. Ещё в 1972 г. прошла кампания под девизом "пьянству бой". Однако если кампания 1972 г. не ставила своей целью полностью искоренить спиртное, то перестроечная кампания была более радикальной, в 1984 г. потребление алкоголя в СССР достигло уже 10, 5 л. чистого спирта на душу населения в год.

В ходе кампании было закрыто множество магазинов отпускавших спиртное, а в уцелевших были введены строгие временные рамки продажи с 14:00 до 19:00. Подобная мера отразилась в народном фольклоре частушкой: "В шесть часов поёт петух, в восемь - Пугачёва, магазин закрыт до двух - ключ у Горбачёва".

Хотя решение не продавать водку после 19 часов было принято ещё раньше, при Брежневе. Тогда шутили, что "семиты" - это те кто успели купить водку до семи, а "антисемиты" те кто не успел. Теперь же, когда в результате закрытия винных магазинов образовались громадные очереди популярна стала поговорка -"перестройка,перестройка, ты за водкою постой ка". Однако в любое время спиртное можно было приобрести у таксистов, торговавших алкоголем "из багажника". Как правило, паролем в такой ситуации был вопрос таксисту: "Книги есть?

Про нового генсека, кстати первого из генсеков, выведшего свою супругу из тени, говорили: "Хорошо,что Горбачёв не импотент, а только трезвенник", называли "минеральным секретарём","генсоком" и "лимонадным Джо", по одноимённому названию фильма, пропагандирующего безалкогольный образ жизни.

В тоже время, шли гонения на советскую киноклассику.В канун нового 1986 года граждан лишили традиции резать оливье под любимую "Иронию судьбы или с лёгким паром". Гонению подверглась и музыка, например "Заздравная" И.Дунаевского. Видя всё это, ностальгировавшие по брежневским временам напевали "На недельку до второго закопаем Горбачёва, откопаем Брежнева - будем пить по-прежнему"

Официальные издания, в свою очередь, печатали "письма благодарных читателей", одобряющих "политику партии и правительства в деле борьбы с алкоголизмом" и даже требующих "усиления мер".

Так, например, "член первичной ячейки общества трезвости Вычислительного Центра Сибирского отделения АН СССР (а такие звания действительно существовали) некто И. Лобарев писал, что "даже слегка выпивающий коммунист, тем более руководитель не имееет права вести антиалкогольную пропаганду". В рубрике "строки из писем" встречались различные доводы.

Вопреки ожиданиям, кампания не сократила объёмов самогоноварения, а наоборот усилила его. В итоге с полок магазинов пропал сахар, необходимый для самогоноварения, что привело к введению сахарных карточек. Так же увеличилось количество отравлений всевозможными суррогатами. Начиная от знаменитого стеклоочистителя "Секунда" и заканчивая клеем БФ (ласк. "Борис Фёдорович").

При этом в Крыму, Молдавии и Закавказье началась вырубка виноградников, необходимых для производства вин, в том числе и коллекционных. Речь даже зашла о том, чтобы уничтожить массандровскую винотеку, хранившую образцы вина более чем столетней давности. Планировалось к 1987 году, а именно, к 70 летию Октябрьской революции "полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин". Не выдержав разрушения дела всей своей жизни покончил с собой директор института виноделия "Магарач" Павел Голодрига.

Если говорить о научной стороне дела, то в том же 1985 г. была создана организация Всесоюзного научно-исследовательского центра по медико-биологическим проблемам профилактики пьянства и алкоголизма. А в 1988 г. при участии руководителей созданного центра был организован журнал "Вопросы истории наркологии", который и ныне издаётся и даже доступен в здании РНБ на Московском пр-те в Санкт-Петербурге.

В целом, кампания дала кратковременные положительные эффекты. Обычно говорят об увеличении рождаемости, увеличении продолжительности жизни мужчин на 2,6 года, уменьшении пьяного производственного травматизма на 20%, и уменьшении числа ДТП на 30%. Однако серьёзных, глубинных проблем, связанных с причинами такого потребления эта кампания конечно решить была не в состоянии. С 1987 г. пошло постепенное сворачивание программы. Кроме того, к 1987 г. уже упавшие цены на нефть и так серьёзно грызли союзный бюджет. Алкогольные акцизы должны были хоть как-то его наполнить.

 

 

 

 

     

Жарков М. © Санкт-Петербург 2014