«Буран» - советский «Шаттл»

 

Сама идея космического корабля многоразового использования, разрабатываемая ещё в 1970-х годах в США и СССР подразумевала решение двух основных задач: удешевление полётов в космос и использование «космических самолётов» как средство несения ракет, способных прямо с орбиты поразить объекты вероятного противника. Официальной датой начала программы в США стало 5 января 1972 г., когда президент Ричард Никсон объявил о начале работ по многоразовой транспортной системе “Space Shuttle». В июне 1974 г. началось строительство первых американских космических челноков, а уже 12 апреля (что как бы намекает) 1981 г. космический челнок «Колумбия» совершил свой первый полёт.

Мало кто знает но изначально советский многоразовый челнок назывался «Байкал», однако в ходе испытаний выяснилось, что при сходе с орбиты надпись будет обгарать и чтобы от слова «Байкал» не остались не самые подходящие сочетания букв, название заменили на безопасное в этом смысле «Буран». В отличие от американской программы, где управление челноком осуществлялось астронавтами, «Буран» управлялся в полёте исключительно бортовым компьютером, т.е. ни одного космонавта на борту не было. Хотя первоначально производился набор пилотов, однако позже выбор был сделан в пользу автоматики.

Старт «Бурана» был назначен на 29 октября 1988 г. и по традиции приурочен к очередной годовщине Октябрьской революции, однако из-за проблем с системой азимутального наведения ракетоносителя, старт был отменён и перенесён на 17 дней.

Утром 15 ноября 1988 г.  метеослужба космодрома обещала дождливую и ветреную погоду. Вскоре небо действительно заволокло тучами и начал накрапывать дождь. Подобная погода создавала риск обледенения корабля.

Толщина ледяной корки в 2 мм. считается критической – метеослужба прогнозирует обледенение в 1, 7 мм. К тому же сообщается о возможности ветра до 20 м/c. Возникает реальная возможность отмены запуска, однако у многих было ощущение, что в случае отмены запуска - третьей попытки может уже и не быть. В итоге было принято решение всё же дать старт.

В 5 ч. 50 мин. в воздух поднимается МИГ-25, в задачу которого входит телесъёмка старта и в целом наблюдение за стартом выше порога облачности.  Ровно в 6 ч. 00 мин., после фразы «Контакт подъёма», означающей разрыв связи между ракетой и стартовым комплексом, "Буран" отправляется в свой единственный легендарный полёт.

В полёте «Буран» провёл 205 минут, совершив два витка вокруг Земли. В космосе «Буран» летел, «глядя» левым крылом в сторону Земли. Такое положение  позволяло направить солнечное излучение на ниболее огнеупорную нижнюю часть корабля.

В 9 ч 24 мин 42 сек, с опережением графика всего на 1 секунду «Буран» на скорости 263 км/ч приземляется на полосу аэродрома «Юбилейный» около Байконура. Пробежав ещё 42 секунды по взлётно-посадочной полосе «Буран» остановился всего в 2 м. от заданной точки.

Этот полёт был триумфом для тысяч людей, работавших над программой «Энергия-Буран». В момент послеполётной эйфории мало кто догадывался, что этот полёт, обещавший широкие перспективы, станет первым и последним, а судьба теперь уже легендарного «Бурана» станет плачевной.

В 1990 г. работы над программой были приостановлены, а в 1993 г. программа была окончательно закрыта.

В память о триумфе пилотируемой космонавтики остались несколько корпусов «Буранов». Тот самый «Буран», который летал в космос, погиб в 2002 г. при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. «Буран», установленный на ВДНХ, в космосе никогда не был и не мог быть поскольку это только макет.

Так закончилась история первого и единственного советского управляемого космического челнока «Буран».

 

 

 

 

     

Жарков М. © Санкт-Петербург 2014