RUS
ENG

Allperestroika

Главная

I

Искусство

I

Феномены

I

Документы

Главная

Искусство

Феномены

Документы

upbutton pic

Программа 500 дней

К 1990 году необходимость реформ в кризисной советской экономике была очевидна. Пустые полки, очереди и карточки - были наглядным доказательством этих проблем. К 1990 году Советский Союз подошёл с целым "букетом" экономических, административных и даже чисто психологических проблем, порождавших глубокий экономический кризис. Понятно, что одним росчерком пера невозможно было решить проблемы, копившиеся десятилетиями, поэтому ставка была сделана на поэтапный выход из кризиса. Одним из вариантов выхода из этого кризиса и должна была стать "Программа 500 дней".

§ Предыстория

§ Суть программы 500 дней

§ Этапы

§ Судьба проекта

§ Предыстория

Тяжелый экономический кризис конца 1980-х подталкивал к поиску путей реформирования советской экономики. Довольно красочно ситуацию иллюстрирует статистика продаж пищевой продукции, опубликованная в журнале "Вопросы экономики" в 1990 г. В 1985 г. из 179 товаров продавалось без перебоев 28 (16%); В 1988 г. из 221 товара продавалось без перебоев - 24 (11%); В январе-июне 1989 - из 221 товара продавалось без перебоев - 12 (5%);

Как видно из таблицы, - в первой половине 1989 года, только 5 % продовольственных товаров можно купить без перебоев. В других группах товаров ситуация так же критическая, так, например, в категории "ткани-одежда-обувь" - свободно можно купить только 12 % товаров. 1 При этом очевиден был и нарастающий характер дефицита. В число дефицитных теперь попадали и те товары, которые ещё в 1987 г. можно было относительно легко купить, например, моющие средства, карандаши.2

В 1989 г. решением Первого Съезда народных депутатов СССР была создана ГКЭР (Государственная комиссия по экономической реформе")3 В состав этой комиссии вошли видные ученые экономисты того времени А.Аганбегян, С. Шаталин, В. Мартынов, Р. Евстингеев и др. В комиссию был так же привлечен Григорий Явлинский, возглавлявший до этого отдел в Госкомтруде.

Забавный психологический штрих - в своих воспоминаниях Абалкин пишет: "На большом длинном столе для заседаний я поместил таблички с ленинскими из доклада на IV Конгрессе Коммунистического интернационала". 4 Т.е. люди, искавшие выход из проблем плановой экономики, проводили свои обсуждения в соседстве с заветами Ильича, что конечно симптоматично.

Тем не менее, была создана исследовательская экспертная среда, дискуссии в которой, постепенно стали приводить к появлению различных экономических программ и предложений. Одной из таких программ и стала так называемая "программа 500 дней" Шаталина-Явлинского. При этом надо сказать, что еще с 1988 академик Шаталин был знаком с Горбачевым и был его советником.

Вот как сам Михаил Сергеевич описывает "подключение" Шаталина: "Где-то в конце 1988-го — начале 1989 года академик стал моим неформальным советником по экономическим, и не только экономическим, вопросам. К зарождению концепции Явлинского Шаталин не имел прямого отношения. Он был подключен к этой работе, что называется, на ходу. С большим рвением отнесся к новому поручению, и с этой точки зрения вполне обосновано, что «500 дней» стали называть программой Шаталина — Явлинского." 5

Другим сильным проектом была так называемая программа "Абалкина-Рыжкова", названная так в честь экономиста Льва Абалкина и Премьер-министра СССР Николая Рыжкова, активно поддерживавшего ее. Таким образом, конкуренция развернулась между двумя главными экономическими программами: Абалкина-Рыжкова (более консервативная) и Явлинского-Шаталина (более реформистская). Данное явление получило в истории название - "война программ". Официальный старт программе был дан 27 июля 1990 года, когда Михаил Горбачев и Борис Ельцин подписали совместное поручение о разработке "программы 500 дней". В данном случае реформаторский настрой Горбачева и тогдашняя популярность Ельцина могли придать существенный импульс проекту.

§ Суть программы 500 дней

В первую очередь, следует сказать, что название "программа 500 дней" не было официальным. Официальным названием документа было "Переход к рынку концепция и программа". Уточнение про определённое количество дней прикрепилось позже в виде своеобразного маркера. Далее следует остановиться на положениях этой программы т.е. собственно что она предлагала.

Переход к рынку как основной вектор реформы. "Экономическое содержание предлагаемой программы — переход к рынку, создание основ общества с новой экономической системой" 6. В свою очередь рыночная экономика должна создать сильные стимулы к самореализации человека и тем самым ускорить развитие экономики.

Приватизация и институт частной собственности. Понятно, что в СССР практически всё было в государственной собственности, соответственно программа предусматривала приватизацию государственных активов. Отдельно оговаривался добровольный характер приватизации. Для того, чтобы в процессе приватизации смогли участвовать не только единицы, обладающие сверхкрупными запасами денег, предусматривались различные формы перехода собственности, такие как например аренда или выкуп в кредит. Широкий охват приватизации понимался как своеобразный акт социальной справедливости, форму "закрепления права человека на его долю в национальном богатстве страны". 7

Понятно, что для того, чтобы что-то продать нужно хотя бы преблизительно оценить стоимость продаваемого. Соответственно для продажи гос. собственности требовался качественно проведённый процесс инвентаризации. В программе отдельно оговаривалось каким образом инвентаризация должна была проходить и какими органами власти проводиться. Ключевую роль в процессе оценки должны были сыграть местные Советы.

Право на экономическую деятельность. Предпринимательская деятельность декриминализовывалась. В свою очередь, равенство прав участников экономической деятельности гарантировалось. Трудовые коллективы после обращения в Фонд государственного имущества получают возможность перевести своё предприятие из государственной собственности в частную.

Свободное ценообразование. В отличии от предыдущих попыток реформирования экономики программа Шаталина предлагала не косметическую коррекцию (например в сфере ценообразования), а полноценный переход к рыночной экономике. К 1990-му году стало очевидно, что регулируемое повышение цен всё равно не приводит к заполнению полок в магазинах. Т.е. отсутствует механизм свободного ценообразования (так называемые "ножницы Маршала"). Продавцы считают установленную цену слишком низкой и всё равно "приберегают" товар насколько это возможно разумеется. Нет мотивации для увеличения производства. Отдельно оговаривалось, что отпуск цен будет начинаться от менее социально значимых товаров к более значимым.

Преодоление монополизма. По данным Госснаба СССР доля монопольного производства в машиностроении составляла 80 %. А в некоторых видах продукции (например бытовые кондиционеры) составляла - 100 %. Т.е все изделия этого типа производились на одном заводе. Понятно, что ни о какой конкуренции и достижении "конкурентных преимуществ" в таких условиях речь идти не могла. Программа Шаталина-Явлинского возлагала надежды на новый класс собственников предприятий, которые в результате конкуренции между собой будут выдавать более дешёвую и качественную продукцию. С юридической точки зрения регулировать вопрос монополий должен был закон «Об основах антимонопольного законодательства в СССР», который предлагалось принять до 1 января 1991.

Экономические права Республик и Союзного Центра Этот пункт был, возможно, самым слабым уязвимым местом программы. Из-за развернувшихся политических противоречий между Республиками и Центром вопрос полномочий и компетенций был крайне конфликтным. К тому же постоянно меняющаяся ситуация (объявления независимости, избрание новых органов власти и т д.) делали даже самый детально прописанный сценарий неактуальным в течении короткого промежутка времени. Программа закрепляла за республиками ответственность за ситуацию на своей территории.

Что касается Союзного центра, то он должен был действовать в рамках прав, делегированных республиками, управлять общесоюзным имуществом и обеспечивать согласованность в ходе проведения реформ. При этом рыночная экономика предполагалась как наиболее оптимальный фундамент для "добровольного объединения суверенных республик в рамках обновленного Союза". 8

§ Этапы

Проводить изменения предлагалось поэтапно. Всего 4 этапа:

I) Первые 100 дней: 1 октября 1990 - начало 1991 года - дни чрезвычайных мер. Массовая приватизация объектов государственной собственности. Изменения в законодательстве, в т.ч. исключение з уголовного и административного законодательства статей, предусматривающих наказание за предпринимательскую деятельность. Сокращается не менее чем на 75% помощь (кроме гуманитарной) иностранным государствам. В то же время прикладываются усилия по частичной продаже на мировом рынке задолженностей других стран СССР. В ноябре 1990 г. в Москве должна открыться Фондовая биржа.

II) 100-й - 250-й дни: либерализация цен и активное продолжение процесса разгосударствления экономики. Особенно активно процесс разгосударствления должен идти в сферах общественного питания и обслуживания населения. При этом активно развивается рыночная инфраструктура (т.е. биржи, банки, финансовые учреждения и др.). Отмен контроля за ценами должен привести к появлению большого кол-ва товаров в свободной продаже, цены на которые будут выше государственных, но ниже чем на черном рынке.

III) 250-й - 400-й дни: стабилизация, продолжение процесса разгосударствления, активизируется антимонопольная политика. К 400 дню из государственной собственности должны быть приватизированы до 30—40 процентов основных фондов промышленности, до 50 процентов активов в сфере строительства и автомобильного транспорта, не менее 60 процентов торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Кроме того, к 400-му дню должен быть снят государственный контроль с 70-80 % товаров и услуг. Рубль становится конвертируемым.

IV) 400-й - 500-й дни: начало экономического подъема, уже опирающегося на рыночные механизмы. На этом этапе начинает складываться внутренняя конкуренция в том числе с иностранными производителями. При этом таможенные тарифы защищают молодого российского производителя. Создается рынок рабочей силы, институт прописки отменяется. Что касается финансовой сферы, то там вводится налог на доходы по ценным бумагам и от операций с ними.

Очевидно, что все перечисленные активные реформы нуждались в определённой поддержке со стороны государства, которая так же была прописана составителями проекта. В первую очередь регулирующую функцию продолжал выполнять госзаказ. Этот казалось бы уходящий в прошлое экономический рычаг должен был сыграть стабилизирующую роль в процессе перехода к новой экономике. Однако, теперь госзаказ должен был осуществляться на основе договорной цены.

С одной стороны, госзаказ предохранял от простоя, привыкшие работать по такой схеме предприятия, но в то же время договорная цена внедряла рыночную культуру отношений. Заниматься размещением госзаказов и составлением договоров должна была Государственная контрактная система. Таким образом, видно, что государство всё ещё оставляло за собой ключевые рычаги управления экономикой.

Предусматривалась так же определённая финансовая подстраховка предприятий с помощью специальных стабилизационных фондов. Источниками средств для этих "кубышек" должны были стать целевые бюджетные ассигнования, выручка от продажи облигаций, организуемых ими лотерей. Предполагалось что такие фонды будут рассматривать обращения государственных предприятий на определённых условиях. Т.е. финансовую поддержку должны были получать не все подряд а те кто сформулирует "детально обоснованные просьбы" и будет при этом реально затронут переходом в новую экономическую систему. Кроме того, предполагалось поощрение "на всех уровнях" создания предпринимателями рыночной инфраструктуры т.к. для новой мобильной экономики требовались новые склады, базы и т д.

До 1 января 1991 г должен был быть принят Закон "Об основах антимонопольного законодательства в СССР", который бы определял черты недобросовестной конкуренции и соответственно задавал бы ясные правила игры в плане честного коммерческого соперничества.

Понятно, что все эти "меры", "способствования" и "поддержки" требовали серьезных вливаний в Союзный бюджет. Его предполагалось отчасти пополнить за счёт Общесоюзного Федерального налога + сокращения на 80 % помощи другим государствам. (СССР активно спонсировал компартии в разных странах мира, снабжал дружественные государства оружием) + годовой мораторий на принятие новых бюджетных программ стоимостью более 100 млн.р. + сокращение расходов бюджета, признанных неэффективными.

§ Судьба проекта

3 сентября 1990 г. депутаты Верховного Совета РСФСР начали знакомиться с программой 9 . В итоге программа Шаталина-Явлинского была принята Верховным Советом РСФСР 11 сентября 1990 г, однако на Союзном уровне её ход был остановлен. Возникла идея объединить программу 500 дней с программой Абалкина-Рыжкова, но это размывало какую-либо конкретику. Явлинский сформулировал невозможность такой интеграции фразой "нельзя скрестить ужа и ежа", после чего подал в отставку.

В своей автобиографической книге "Жизнь и реформы" Михаил Горбачев оценивает эти программы не только с экономической, но и с политической точки зрения. "Программа правительства исходила не только из экономического союза между республиками, но так же из сохранения единого союзного государства с регулирующими функциями <...> Программа же Шаталина - Явлинского, признавая необходимость экономического союза республик, оставляла за скобками саму проблему сохранения их политического союза". 10

Таким образом, Союзное руководство подсознательно или рационально чувствовало угрозу в этом проекте. В итоге нежелание "остаться за скобками" будущих экономических перемен, вероятнее всего, и склонило чашу весов против этой программы на Сюзном уровне.

Чуть больше чем через год многие из пунктов этой программы будут применены командой Гайдара. Время решительных мер настанет видимо уже после полной дискредитации попыток решить глубинные проблемы полумерами. Конечно, дискуссионным остаётся вопрос о том, мог ли по сути год сэкономленного времени сделать реформы не столь болезненными. Ситуация 1990 г. хоть и была плохой, но всё же была лучше ситуации, возникшей к осени 1991 г., (В 1990 - спад экономики - 2%, в 1991 - уже 9 %), а проведение экономических реформ, как известно, требует определённой управляемости системы, доверия граждан и т д.

Так же дискуссионным остаётся вопрос о том, с чего следовало начинать переход к рынку: с либерализации цен или приватизации? В 1992 г. в ходе реформ Гайдара первичным стала либерализация цен, приватизация пошла позже, в то время как в проекте Шаталина-Явлинского приватизация должна была быть выполнена на первом этапе, а уже либерализация цен на втором. Т.к. отпуск цен в отсутствии массового собственника мог привести к более долгому процессу образования рыночных цен. Иными словами, дискуссия о том была ли "программа 500 дней" упущенным шансом или нереализуемой утопией будут еще продолжаться довольно долго.

 

__

См. также

Онлайн тест по теме "Экономическая реформа Косыгина" - 12 вопросов

§ Тест по теме Рыночная инфраструктура - 7 вопросов

§ Тест по теме Плановая экономика - 7 вопросов

§ Тест по теме Кризис 1993 года - 7 вопросов

§ Тест по теме Шоковая терапия 1992 года - 7 вопросов

 

1 Воронов А. О проблемах преодоления дефицита и методах регулирования потребительского рынка // Вопросы экономики № 1 (1990) стр.26

2 Воронов А. О проблемах преодоления дефицита и методах регулирования потребительского рынка // Вопросы экономики № 1 (1990) стр.27

3 Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве. М.: Политиздат, 1991 стр. 51

4 Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве. М.: Политиздат, 1991 стр. 62

5 Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М.: Из-во Новости, 1995 стр.572

6 Переход к рынку. Концепция и программа. М.: Архангельское, 1990 стр. 4

7 Переход к рынку. Концепция и программа. М.: Архангельское, 1990 стр. 5

8 Переход к рынку. Концепция и программа. М.: Архангельское, 1990 стр. 25

9 Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М.: Из-во Новости, 1995 стр. 575

10 Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М.: Из-во Новости, 1995 стр. 575 - 576

11 Переход к рынку. Концепция и программа. М.: Архангельское, 1990 стр. 235