Телевидение Перестройки

Перемены, происходившие в стране, конечно коснулись и самого влиятельного СМИ позднего СССР - телевидения. Включить заветный голубой экран дома после рабочего дня - дело святое, тем более, что телевидение перестройки весьма разительно отличалось от вещания эпохи застоя.

Изображение ведущих программы Взгляд

Знаковым событием для всего советского телевидения стал запуск 2 октября 1987 г. еженедельной программы "Взгляд", в которой совсем ещё молодые и пока неизвестные журналисты Владислав Листьев, Александр Любимов, Олег Вакуловский и Дмитрий Захаров стали обсуждать прежде немыслимые темы.

Программа "Взгляд" готовилась в недрах некогда всесильного Гостелерадио СССР, а именно в Молодёжной редакции центрального телевидения и изначально позиционировалась как молодёжная программа. Поэтому в рамках "Взгляда" транслировались клипы западных групп, что делало программу в условиях советской аудитории того времени просто взрывной. Да и само поведение ведущих отличалось от привычных появлений дикторов центрального телевидения, менторским тоном вещавших "правительственные сообщения". Группа молодых людей, одетых в повседневную одежду, в прямом эфире, на человеческом, а не на официозном языке обсуждала понятные зрителю проблемы, прежде порой скрываемые.

Кадр из программы ВзлядНеудивительно, что программа имела колоссальный успех, а статус "журналиста - взглядовца" делал его обладателя практически полубогом. Позже, в 1991 г., когда было принято решение приостановить выпуск программы, перед гостиницей "Москва" собрался многотысячный митинг в поддержку гласности и "Взгляда".

В это же время, на ленинградском телевидении эфирится программа "600 секунд" (в народе просто "секунды"), где Александр Невзоров (он же "Неврозов", он же "Невзик" и позже "Мясник") показывает разоблачительные, порой ужасающие сюжеты. Правда, справедливости ради, стоит сказать, что со временем программа перейдёт из разряда разоблачительных в разряд чернушных.

Изображение заставки Пржектора перестройки

Более официозно ход реформ в стране освещала программа "Прожектор перестройки" (народн. "Про жертвы перестройки"). По сути программа была дополнением к программе "Время", и в фокусе "прожектора" находились вполне политически нейтральные темы, такие как "нехватка питьевой воды в Запорожской области" и др.

Стартовой площадкой для многих, прежде неизвестных музыкантов, стала программа "Музыкальный ринг", в которой обаятельная Тамара Максимова представляла широкой публике новых музыкантов и зачитывала письма с откликами и "рецензиями" на предыдущие программы. В этой программе засветились и "Машина времени" и ещё бритый БГ, бит-квартет "Секрет", Александр Розенбаум, "АукцЫон" и многие другие.

После исполнения песен начиналось их обсуждение как между слушателями, так и в формате вопросов автору. Причём среди вопросов запросто могли встретится и вопросы вроде: "Способствуете ли вы исчезновению инфантилизма?", а также "что может измениться от ваших песен?".

Кадр из передачи КашпировскогоНезабываемым для многих телеаттракционом перестройки конечно являются сеансы Анатолия Кашпировского, дававшего немигающим взглядом "установки" под красивую мелодичную музыку ("Andrea" композитора Манфреда Шмитца.). К 1989 году бывший психотерапевт сборной СССР по тяжёлой атлетике Анатолий Кашпировский уже получил опыт работы на украинском телевидении.

В своей автобиографии на личном сайте Кашпировский пишет: "В том же году мы с В.В. Щербачёвым и писательницей В.В. Врублевской (они исполняли роль ведущих) провели на украинском телевидении 5 передач по 45 минут каждая для снятия энуреза у детей." и далее "Несмотря на то, что программа предназначалась для детей, положительные результаты излечений стали проявляться и у взрослых. Правда, не по поводу энуреза, а по поводу других заболеваний, в основном, физического, телесного характера." В том же году, Кашпировский, уже вооружённый опытом телеборьбы с энурезом, во время телемостов "Москва - Киев" и "Киев - Тбилиси" выполняет роль анестезиолога, обезболивая внушением.

Кадр с участием КашпировскогоНаконец, 27 июля 1989 г. Кашпировский проводит встречу в концертном зале Останкино, после которой и принимается решение о проведении осенью того же года шести "сеансов здоровья". Декларируемый смысл передачи заключался в дистанционном лечении и оздоровлении через использование визуального контакта. О роли тех массовых сеансов спорят до сих пор, однако это уже совсем другая история.

Телевидение перестройки стало местом рождения некоторых программ, существующих и по сей день.

В 1986 г. после 14-летнего перерыва возвращается КВН, закрытый в Кадр КВНа периода Перестройкиначале 1970-х. Причём изначально судьба возрождённой передачи была туманна. Сезон 86-го года должен был ответить на вопрос быть ли вообще последующим сезонам КВН.

КВН конца 80-х - начала 90-х это конечно же шутки на политические темы вроде "Кошмар, на улице Язов", "С чего начинается мафия, с того что прилавки пусты. С хороших и верных товарищей, занявших большие посты." А уж фраза "Партия, дай порулить" - стала практически политическим лозунгом.

25 октября 1990 г. в эфир выходит программа "Поле чудес", списанная с американской программы "Wheel of fortune". Причём первые выпуски вёл ещё не Леонид "аааавтомобиииль" Якубович, а Владислав Листьев.

Коллаж на тему телевидения Перестройки

В этом же 1990 г. на ещё советских экранах появилось загадочное слово "Брейн ринг", обозначавшее интеллектуальное телесоревнование между двумя командами. Причём первоначальным ведущим был создатель и ведущий известной телеигры "Что? Где? Когда?" Владимир Ворошилов. Кстати и в самой передаче "Что? Где? Когда?" произошли изменения. С 24 октября 1986 г. передача стала выходить в прямом эфире, а с 1990 г. обрела постоянную прописку в Охотничем домике в московском Нескучном саду.

Так же как из "Шинели" Гоголя, по утверждению Достоевского, вышла русская литература, так же и российское телевидение 1990-х гг. вышло из телевидения перестройки. Листьевские проекты, прямые эфиры да и само понятие "телеведущий" пришли к нам из той неспокойной, бурной, но творческой эпохи.

Смотрите также:

§ 600 секунд

§ Программа передач Центрального телевидения СССР

 

 

 

 

      

Жарков М. © Санкт-Петербург 2014