Allperestroika
При работе с медиафайлами мы часто сталкиваемся с таким понятием как Bitrate. Какой Битрейт лучше? А какой занимает меньше места? А для чего он нужен вообще и на что он влияет? Об это и многом другом расскажет данная статья.
Каждый момент, каждая секунда Вашего Видео или Аудио файла наполнена цифровой информацией. Например, это может быть видео высокого разрешения 4K Ultra HD или криво оцифрованая запись с кассеты VHS. Так или иначе каждая секунда видео это некий поток цифровых данных. Другое дело, что в зависимости от качества видео поток этих данных может быть разным. Грубо говоря, секунда качественного видео - большая передача данных, секунда некачественного видео - меньшая передача данных. То же самое и с аудиофайлами. Качество секунды медиафайла "стоит" большего объёма передаваемых данных.
Именно поэтому значение битрейта определяется как объём передаваемых файлов в секунду - например 128 кб/c или 112 кб/c. Предлагаемые варианты Битрейта можно увидеть в видео и аудио редакторах. Чем больше значение тем качественнее информация.
Вот, например, предлагаемые варианты Битрейта при сохранении файла в Adobe Premiere Pro:
А вот и предлагаемые варианты качества аудио (Битрейта) в программе Adobe Audition. Обратите внимание, что в данном случае значение битрейта сразу приравнивается к качеству аудио (Частота звука), выраженному в Герцах (Hz).
Суммируя вышесказанное, bitrate - это показатель, обозначающий объём передачи цифровых данных в секунду. Показатель Битрейт влияет на качество медиафайла, чем он выше, тем выше качество.
Кроме того важно внести ясность в сам термин. Хоть он и называется Битрейт (от слова "Бит") довольно часто этот показатель измеряют в Килобитах, Килобайтах и Мегабайтах. 1 байт равен 8 битам. Таким образом, несмотря на корень "бит" в названии, этот показатель не всегда указывается именно в этой единице. Всё-таки "бит" слишком мелкая единица и использовать её не всегда удобно. Общепризнанное различие в написании, зависит от регистра буквы "B": Kb/sec - Килобит в секунду, KB/sec - Килобайт в секунду.
Человеческий глаз не всегда в состоянии отличить незначительные различия в качестве видео. Например, если Битрейт видео отличается совсем чуть-чуть то разницу визуально нельзя будет обнаружить. Однако, техника и софт весьма чувствительны к изменению этого показателя. Сегодня, благодаря многочисленным блоггерам уже практически все знают приём съёмки на хромакей, когда человек сидит перед зелёным фоном во время съёмки, а потом в процессе монтажа зелёный фон заменяется каким-либо другим изображением. Так вот для того, что бы чётче определить где зелёный фон специалисты по визуальным эффектам реккомендуют использовать более высокий битрейт в процессе работы над эффектами. Для софта более качественное видео поможет точнее определить границы фона и объекта.
Кроме того сама обработка видео, как правило, производится исходя из целей для которых это видео делается. Например, если предполагается стрим в интернете, то качество видео может определяться пропускной возможностью сети. Т.е. в первую очередь важно, чтобы транслируемое видео не зависало. Лучше бесперебойное видео более низкого качества нежели более чёткое, но с постоянными задержками и прерываниями. О скорости интернета следует так же помнить когда видео является фоном сайта.
Чтобы на простом примере понять в чём различается разница этих двух подходов представьте что на неком складе функционирует камера наблюдения. На этом складе не всегда ведутся работы, в нерабочее время сюда вообще никто не заходит. Так вот если мы хотим чтобы камера записывала в режиме особой чёткости только моменты, когда в кадре происходят какие-то события то мы используем Переменный Битрейт. Это значит что камера реагирует на изменения в пейзаже и в такие моменты записывает видео более высокого качества. В моменты когда всё спокойно (например в нерабочее время) она записывает обстановку в более низком качестве, экономя тем самым место в памяти.
Соответственно камера наблюдения, настроенная в формате CBR будет постоянно снимать в высоком разрешении вне зависимости от того происходит что-либо в зоне её видимости или нет.
Очевидно, что при использовании CBR мы можем с большей точностью предугадать какое место на жёстком диске займёт запись определённого времени. Мы примерно представляем сколько "весит" 1 час видео и множи этот показатель на количество часов, которые нас интересуют. В случае с VBR мы не можем сказать наверняка на сколько по объёму данных "потянет" наша видеозапись, т.к. не можем заранее рассчитать долю "активного" видеопотока, так что в этом смысле VBR менее объёмный и менее предсказуемый формат.
Соответственно аббревиатуры CBR расшифровывается как Constant Bitrate, а VBR как Variable Bitrate соответственно.
Предлагаемый выбор между CBR и VBR в Adobe Premiere Pro:
Для того, чтобы узнать этот показатель для конкретного файла в системе Windows достаточно нажать правую кнопку и в свойствах файла, во вкладке "Details" увидеть его Битрейт. Например, если это фильм то вероятно там будут указаны и параметры видео и параметры аудио.
Там же, как правило, можно увидеть продолжительность видео и мысленно соотнести "вес" файла и его продолжительность.