RUS
ENG

Allperestroika

Главная

I

Искусство

I

Феномены

I

Документы

Главная

Искусство

Феномены

Документы

День Сурка: смысл фильма

Конечно многие помнят этот ламповый фильм из 90-х, в котором герой Билла Мюррея на протяжении некоторого времени попадает в один и тот же день. Сюжет действительно запоминающийся, однако в данной статье хотелось бы поразмышлять над некой философской основой фильма. Всё таки это не комедия положений, а довольно интересное исследование феномена времени.

Изображение Фила Коннорса

Вспомним, что в самом начале герой Мюррея - Фил Коннорс поначалу не понимает, что с ним произошло, но потом когда понимает, что день постоянно повторяется, то он с одной стороны начинает использовать его для розыска полезной информации, но в то же время становится равнодушным к происходящему. Чего переживать за текущий момент, если завтра не будет иметь к сегодняшнему дню никакого отношения. Без будущего, настоящее теряет своё значение. Эта мысль отчётливо озвучивается во время диалога Фила с двумя подвыпившими мужиками в машине. С другой стороны Рите Хэнсон он говорит, что завтра она ничего из сегодняшнего помнить не будет. Т.е. с одной стороны отсутствие завтра мотивирует на вседозволенность, но с другой стороны обрекает на бессмысленность настоящих действий. Наверное для того, чтобы усилить страдания главного героя сценаристы помещают его в маленький провинциальный городок - Панксатони (на 2020 год число жителей 5790 чел.) Коннорс довольно амбициозен и поэтому размеренная жизнь тихого небольшого городка дополнительно его раздражает.

Однако Фил Коннорс в итоге всё же вылезает из временной петли, правда пройдя определённое обновление. Депрессия переходит в позитивное отношение к жизни. Конечно существенную роль в этом играет Рита. Однажды, после вечера с Ритой, Фил старается сделать репортаж лучше и даже приносит своей съёмочной группе кофе и пирог. Казалось бы к чему всё это если завтрашнего дня не будет, а сегодняшний очередная копия предыдущего. Но тем не менее Фил находит какой-то кураж и в итоге именно на волне такого настроя выходит из петли времени, в которую попал.

Фил начинает ценить каждый день, пусть даже повторяющийся и тратит его на то, чтобы прокачать какой-то новый скилл. Т.е. по сути он получил возможность сохраниться как в игре, но только на определённом моменте в реальной жизни. И в этом перерывчике он может прокачать скиллы, что весьма неплохо. Да он ещё не знает когда выберется из этой петли времени и выберется ли вообще, но он осознаёт, что даже похожий день можно прожить по разному. В конечном счёте именно от тебя зависит как ты этот день проживёшь. Обстоятельства могут быть против тебя, но и у тебя есть свобода воли.

Кадр из фильма День Сурка

Даже такой небольшой отрезок времени как день может быть абсолютно разным, даже в маленьком городке, в котором ничего особенного не происходит. Что уж говорить про недели, месяцы и годы, которые мы сами можем окрасить совершенно по разному, в те события в которые захотим. Таким образом, мысль о том, что если нет будущего нужно забить на настоящее трансформируется в мысль о том, что даже в настоящем, каким бы ограниченным оно не было есть место для смыслов и саморазвития. Есть обстоятельства, которые от тебя не зависят, но и твоя свобода воли тоже есть. В конце концов однозначно будущее знать нельзя.

При этом косвенные намёки от создателей фильма позволяют понять, что Фил находился во временной петле минимум несколько месяцев, а скорее всего несколько лет, учитывая, что он смог прокачать такие скиллы как свободная игра на пианино и умение вырезать ледяные скульптуры. По всей видимости нам просто показаны ключевые моменты его жизни в этот период.

Однако, за время проведённое в петле времени Коннерс не только прокачивает новые скиллы, узнаёт нужную информацию и меняет свой характер. Вместо чопорного и заносчивого пессимиста, он становится участным и неравнодушным человеком. Это приходит не сразу. Наверное не случайно нам показывается момент когда Фил поначалу смеется над тем, что Рита увлекается французской поэзией. Затем он уже вырабатывает спокойную реакцию. И если такую метаморфозу в конкретном случае можно объяснить желанием понравится Рите, то последующую помощь окружающим он оказывает без всякого скрытого умысла. Да и отношения с той самой Ритой становятся гораздо более перспективнее после того как Коннорс меняется. Поначалу даже безлимитное количество попыток на подкатывание не приводит героя Мюррея к успеху, в то время как с изменением жизненной философии Фила его отношения с Ритой начинают налаживаться.

Что касается самого Дня Сурка, то сам фильм как бы намекает, что многие живут в таком Дне Сурка как бы не замечая этого. Да, один день немного отличается от другого, но рутина и повседневность сводят такие различия практически на нет. В этом смысле роль главного героя могут примерить на себя многие зрители. Возможно это одна из причин, по которой этот фильм так полюбился многим и стал киноклассикой. Да и сам главный герой производит впечатление довольно простого мужика, который хоть и появляется в ящике с прогнозами погоды, но тем не менее звёзд с неба особо не хватает. Такой "обычный человек" для многих гораздо ближе, чем эстетствующий или брутальный персонаж, которого в реальной жизни врят ли увидишь.