Allperestroika
Перестройка это отдельная глава и в истории советского кинематографа. Многое стало как бы можно, но в то же время ещё сохраняется прежняя киношкола. Теперь на экранах прежде невиданные вопросы и характеры (орг. преступность, наркомания, проституция и т.д.) Организационно, на сам феномен повлиял прошедший в 1986 г. V Съезд Советских кинематографистов, заменивший прежнее руководство и в целом осудивший "розовые фильтры на объективах". При этом, по воспоминаниям участников тех событий, борьба развернулась еще на этапе выборов делегатов.
Перестроечное кино это так же фильмы, хранившиеся раньше "на полке" по цензурным причинам. К примеру, история бывшего полицая из фильма Алексея Германа "Проверки на дорогах" конечно не могла быть темой для обсуждения в родном для фильма 1971 году. О запрещённых прежде фильмах критика сообщает загадочной фразой - "долгим был путь этой картины к зрителю".
Стоит отметить так же совершенно новый жанр, т.н. "параллельное кино". Это как правило корометражки, с довольно плохим практически любительским качеством плёнки. Хотя может это и придаёт таким лентам определённую атмосферность, а именно кринжовость.
Теперь, в перестройку, происходящее на большом экране вызывает дискуссии. Актуальным становится вопрос о том каким должен быть советский кинематограф будущего. Страницы перестроечных номеров журнала "Советский экран" хранят эти дискуссии и поныне. В это время режиссёр в Советском Союзе однозначно больше чем просто режиссёр. Появляются критические документальные фильмы. Такие как например "Так жить нельзя" и "Мы ли это?".
Однако, документалистика в это время интересуется не только социально-политическими феноменами. Например, в документальном фильме "Два часа с бардами" (1987 г.) осмысляется такое явление знаковое советское явление как бардовская песня.
Перестройка - это так же время когда набирало обороты такое явление как "кооперативное кино", т.е. кино снятое на частные средства предпринимателей, а иногда и криминала. Зачастую, но не всегда, картины, снятые таким способом, отличались чудовищной бездарностью и ныне могут служить образцом фееричного трэша эпохи перестроечного кино. При этом финансирование кооперативных фильмов иногда заканчивалось преждевременно и фильмы оказывались попросту недоделаны.
Узнать кооперативные фильмы можно узнать заранее ещё по титрам. В них, как правило, вместо привычных логотипов Ленфильма или Мосфильма возникают названия каких-либо предприятий типа "фирма Экспостроймаш" или киностудия "Новый Одеон". В каком-то смысле такая кинопродукция - это исторический источник, своего рода кинохроника, в которой можно увидеть ларьки на Новом Арбате, громоздкие компьютеры в первых коммерческих офисах, рекламные плакаты трэш дизайна и т.д.
Говоря о кооперативах, нельзя и не упомянуть так называемые видеосалоны, пик популярности которых как раз пришелся на конец 80х - начало 90х. Массовое проникновение зарубежных фильмов в СССР создавало условия для определенной конкуренции. В 1980х кино это не только кинотеатр, но и видеосалон, поэтому конкуренция в некоторой степени оказывала влияние и на жанровое разнообразие. Именно в перестройку снимаются первые советские боевики типа "Пираты XX века" или "Фанат", фильмы ужасов типа "Господин оформитель". Всё это прежде невиданные на большом экране жанры, так популярные в видеосалонах.
Кинематограф "эпохи Горбачева" характеризуют так же новые повороты в сюжетах. Теперь, далеко не всегда сюжет заканчивается "хэппи эндом" (в советском его понимании). Смерть главного героя - увы совсем не редкость, иногда ожидаемая, иногда нет, но всё же.
Что касается мультфильмов периода перестройки, то здесь наблюдается тенденция к продолжению так называемого пластилинового стиля. Довольно новаторским выглядит мультфильм "Брэк" он же ("Пластилиновый бой"). В течении практически 7 минут пластелиновые боксёры трансформируют тела друг друга, используя запрещенные приемы. При этом сам рефери мягко говоря тоже странноват, в общем вполне себе сюр.
В то же время на Союзмультфильме, проводятся и другие интересные эксперименты. В 1987 г. знаменитый мультипликатор Гарри Бардин создаёт верёвочный мультфильм "Брак", в котором персонажи талантливо изображены в виде верёвок.
В целом же, кино перестройки - остро, эксцентрично, эротично, временами чернушно и меланхолично, но довольно правдиво и нескучно.
АССА || Беспредел || Где находится нофелет? || Гений || Господин оформитель || Забытая мелодия для флейты || Зеркало для героя || Игла || Иди и смотри || Курьер || Моонзунд || Московское метро: подземный храм коммунизма || Мы ли это? || Прикосновение || Смиренное кладбище || Собачий пир || Собачье сердце || Сукины дети || Так жить нельзя || Фанат || Холодное лето пятьдесят третьего
См. также
§ Тема бизнеса и кооперации в перестроечном кино
§ Кинематограф периода "Оттепели"