Allperestroika.ru

RUS

ENG

Главная

Искусство

Феномены

Документы

Кино в период оттепели

Кино оттепели

Под оттепельным кино обычно понимают фильмы, снятые примерно в период 1956 - 1967. Кинематограф этого времени разительно отличался от сталинского, имел свои собственные черты и художественные приемы. В героях картин появились полутона, в диалогах - размышления. В общем это кино разительно отличалось от того, что было прежде. Поэтому думаю, что для более структурированного разбора стоит выделить конкретные отличительные черты кинематографа периода "Оттепели".

I Обращенность к человеку

II Право на ошибку

III Открытый финал

IV Поиск вместо предопределенности

V Стремление улучшить жизнь

VI Авторская песня в кино

VII Новые художественные приемы

VIII Приметы времени и выводы

§ Обращенность к человеку

Это только кажется банальщиной упоминать то, что кино оттепели посвящено жизненным вопросам. Казалось бы о чём ещё может быть кинематограф если не о человеческих проблемах? Но дело в том, что в предыдущий "сталинский период" кинематографии фокус повествования был в основном направлен на рассмотрение исторических событий, в которых роль обычного человека не столь важна. В центре сталинских эпосов известные исторические фигуры - Суворов, Ушаков, Нахимов, Пржевальский и др.

Оттепельное же кино обращается к обычным людям и их судьбам. Его действующими лицами могут быть учителя, трактористы, колхозники, учёные, инженеры, студенты и т. д.

Разумеется и раньше на экранах можно было увидеть вышеперечисленные категории людей, однако, основным сюжетом были некие общие понятия - индустриализация, развитие спорта, колхозного строительства. Т.е., условно говоря, в комедийной мелодраме "Трактористы" (1939) конечно присутствуют трактористы и у них есть свои проблемы, но фильм этот скорее про необходимость механизации и внедрения военной подготовки. Иными словами в фокусе - индустриализация, в ходе которой разворачиваются некие жизненные обстоятельства определённых людей, вторичные по своей сути.

С середины 1950-х всё по-другому. Эту человекоцентричность можно даже заметить по самим названиям фильмов, в которых так или иначе присутствуют местоимения, например - "Я шагаю по москве", "Мне двадцать лет", "Здравствуй, это я", "Мой друг Колька" и т д.

В оттепельном же кинематографе общие понятия это - фон, а межличностные отношения на первом месте. Например, в знаменитой драме "Девять дней одного года" ярко представлена позитивная роль науки, но при этом личностные качества главного героя - молодого учёного выходят на передний план, значительно усиливая эффект от всей картины. Физик Гусев (Алексей Баталов) и его коллега (Иннокентий Смоктуновский) из "Девяти дней одного года" - это уже интеллектуалы, до споров которых, не всякий зритель может "дотянуть".

§ Право на ошибку

Главными героями теперь становятся не просто обычные люди, а реальные люди. А это значит, что они склонны совершать ошибки, метаться перед сложным выбором, оказываться в непростых ситуация и т.д. Так, например, герой мелодрамы "Дело было в Пенькове" (1957) сначала мечется в вопросе выбора спутницы жизни, а затем сгоряча совершает поступок, из-за которого попадает на некоторое время в тюрьму.

В детективе "Дело Румянцева" (1955) персонаж, которого играет Алексей Баталов, по невнимательности попадает в неприятную криминальную ситуацию, правда потом с достоинством из неё выходит. Но опять-таки всё же сначала он ошибается т.к. он живой человек.

И надо сказать, что такие сценарии находили реальный отклик в сердцах современников т.к. в таких героях можно было увидеть и себя со всеми своими ошибками и метаниями. В то время как при просмотре эпосов предшествующего кинематографа сравнивать себя с главными героями - известными историческими личностями было довольно сложно.

§ Открытый финал

Многие фильмы оттепели имеют открытый финал, как бы заставляя зрителя подумать над тем какое может быть продолжение сюжета. Достаточно вспомнить такие фильмы как "Три тополя на плющихе" (1967), где героиня Дорониной как бы и возвращается в домой к нелюбимому мужу, но всё же последняя сцена оставляет впечатление, что прежней ее жизнь уже точно не будет, а вот какой будет - это вопрос.

Да и в знаменитой лирической комедии "Я шагаю по Москве" (1963) финал в общем-то открытый. Герои расходятся в конце буквально в разные стороны. (По горизонтали - в поезда разных направлений, и по вертикали - один из героев едет на эскалаторе вообще наверх). Т.е. если раньше сюжеты заканчивались либо свадьбой, либо победной битвой либо каким-то явным намёком на дальнейшую судьбу действующих лиц повествования, то теперь дальнейшая судьба персонажей может зависеть исключительно от фантазии зрителя.

§ Поиск вместо предопределённости

Действующие лица фильмов конца 1950-х начала первой половины 1960-х часто ищут себя, находятся в поиске своей жизненной стратегии. Тут конечно сразу вспоминаются ленты "Я шагаю по Москве", "Застава Ильича" и "Июльский дождь". Причём поиск этот может касаться разных сфер. Стоит ли женится/выходить замуж? Стоит ли продолжать учёбу? Какую специальность выбрать?

Главные герои оттепельного кино как правило молоды ну или как минимум не стары. Во многом это обстоятельство и даёт возможность обсуждать вышеперечисленные вопросы. Неслучайно один из ключевых фильмов "Оттепели" - "Застава Ильича" имел другое название - "Мне двадцать лет". При этом в поведении молодых людей и девушек присутствует определённая неуверенность, поскольку выбор своего жизненного пути подразумевает и определённую ответственность. Диалоги о будущем сопровождаются не только весельем, но и раздумьями. Кстати, часто обсуждения различных вопросов проходят в обстановке отдыха и посиделок, что конечно не мыслимо для предшествующего периода.

Говоря о поиске ответов на важные вопросы, нельзя, конечно, не упомянуть самого известного искателя ответов на экзистенциальные вопросы - Гамлета. Зрителю в это время уже интересен сомневающийся и мучающийся Гамлет (экранизация 1964 г., в роли Гамлета - Иннокентий Смоктуновский)

Конечно, следует уточнить, что подобный поиск характерен скорее для фильмов 1960-х. Да и в целом есть небезосновательное мнение, что внутри самой кинооттепели есть тоже как бы два этапа, с различными акцентами и особенностями. Первый период (вторая половина 50-х) - эмоциональный этап, показывающий широкий спектр человеческих чувств. Второй период (1960-е) - аналитика, интеллектуализм, поиск ответов на сложные вопросы. Т.е. грубо говоря, "Дело Румянцева" (1955) и "Июльский дождь" (1966) - это, безусловно, явления "Оттепели", но при этом это, мягко говоря, сильно разные картины, не только по жанру, но и по многим другим параметрам.

§ Стремление улучшить жизнь

Киногерои ещё полны энтузиазма и стремлений улучшить окружающую действительность на её конкретном участке. В фильме "Королева бензоколонки" главная героиня стремится максимально усовершенствовать бензоколонку на которой работает, а затем и исправить рядом стоящий мост. В свою очередь герои ленты "Дайте жалобную книгу" всеми силами обновляют кафе, стараются сделать его модернистским и комфортным. Да, они сталкиваются с определенными бюрократическими трудностями, но всё же добиваются своего и преодолевают обстоятельства. Даже лесорубы в фильме "Девчата" (1961) модернизируют свою, казалось бы проверенную временем, методику рубки деревьев.

При этом бюрократы, как правило, изображены довольно комичными и нелепыми. Остроумнее всего, на мой взгляд, борьба с бюрократами показана в комедии "Зайчик" (1964). Герой Леонида Быкова отчаянно борется за благоустройство придомовой территории. Сам эпизод сравнения его мытарств с комментарием футбольного матча весьма доставляет.

§ Авторская песня в кино

В оттепельном кино иногда звучит авторская (бардовская) песня. Явление это не совсем признаваемое на официальном уровне, но тем не менее не отрицаемое. В "Июльском дожде" - сам Юрий Визбор в аутентичной кухонной обстановке исполняет несколько собственных песен под гитару. В киноповести "Вертикаль" (1967) звучат песни Владимира Высоцкого причем в исполнении автора.

В "Жене, Женечке и "Катюше"" звучат стихи Булата Окуджавы. Наконец в "Заставе Ильича" (1965) показана как бы кинохроника вечера в Политехническом где сам Булат Шалвович исполняет свой "Сентиментальный марш". Причем под конец исполнения зал начинает подпевать, что как бы намекает, что как минимум в узких кругах авторская песня уже известна к тому времени.

И конечно нельзя не упомянуть сцену из мелодрамы "Улица Ньютона, дом 1". В общем-то это повествование про молодых физиков. (А учёные это конечно один из авангардов общества начала 60-х) Гитара - один из атрибутов студенческой вечеринки 60-х. В рамках такой вот вечеринки, показанной в фильме, Юлий Ким в дуэте с Юрием Ковалем исполняет несколько песен.

§ Новые художественные приемы

Конечно оттепельное кино это не только новые сюжеты, но и новые художественные приемы, позволившие создать новую действительность. Например, сегодня нам кажутся вполне обычными, так называемые, бессловные сцены, в которых герои не выражают свои мысли вслух, но многое становится понятно исходя из взгляда, жеста или движения. Между тем в конце 1950-х для советского зрителя такие сцены были в новинку. Разумеется, что раньше никаких намёков и недосказанностей не могло быть. Всё должно было быть обязательно произнесено поставленным голосом, с характерной жестикуляцией и интонацией.

§ Приметы времени и выводы

Конечно, помимо сущностных проявлений есть и чисто приметы времени. Это и мода - брюки дудочки и туфли лодочки. Постепенно появляющиеся в обиходе телевизоры, редкие личные автомобили, отдельные квартиры, кафе и рестораны. Возможность отдыха и досуга тоже примета времени - теперь герои не должны постоянно "стоять у станка", - у них может быть своя частная жизнь.

В некоторых эпизодах появляются и иностранцы. Например, японец в "Я шагаю по Москве" или "зарубежные гости" из музыкальной комедии "Девушка с гитарой" (1958). Этот фильм был снят буквально по следам Фестиваля молодежи и студентов 1957 г., поэтому это вполне объяснимо.

Определённым эхом предшествующей эпохи стала драма "Коммунист" (1957). Впрочем даже этот монументальный эпос об идеальном коммунисте ставит на передний план индивидуальные поступки и мужество конкретного человека, его судьбу, так что в каком-то смысле эта картина снята тоже в духе оттепельного кино.

Важно так же отметить, что в оттепельный период чувствуется определённая связь советского кино с зарубежным киноискусством того времени. Все эти прогулки и рассуждения очень хорошо знакомы любителям Феллини и Антониони. При этом советские ленты получают признание на Западе. "Летят журавли" - "Золотая пальмовая ветвь" Канны (1958), "Девять дней одного года" - дипломы кинофестивалей Мельбурн (1965) и Сан-Франциско (1962) и т.д.

Во второй половине 1960-х годов сам дух "Оттепели" спадёт на нет. Ему на смену придёт так называемый "Застой" со своими героями и проблемами. Своеобразным эхом оттепельного кино станет кинематограф перестройки. Но это всё же будет уже тоже совершенно другое явление. А вот распахнутые окна, летние дожди и наивные глаза киногероев навсегда останутся в истории кинематографа рубежа 50-х - 60-х гг.

 

См. также

§ Кино перестройки