RUS
ENG

Allperestroika

Главная

I

Искусство

I

Феномены

I

Документы

Главная

Искусство

Феномены

Документы

upbutton pic

Образ Печорина в романе 'Герой нашего времени'

Прочитав роман "Герой нашего времени", у читателя вполне может сложиться мнение, что Печорин просто рисковый тролль 80 уровня и в принципе так оно и есть. Тем более, что сам Лермонтов в предисловии намекает на своё негативное отношение к этому персонажу, - "портрет, составленный из пороков" [1] - так он называет Печорина. Но при этом важно разобраться из чего складывается этот образ.

Разрушение жизней окружающих людей

Возможно первое, что бросается в глаза при прочтении этого романа так это то с какой постоянностью Печорин вмешивается в жизни окружающих людей и при этом их ломает. Его идея выкрасть Бэлу приводит к целой цепочке смертей. Его "соревнования" с Грушницким рушат жизнь и самого Григория Александровича (ему приходится переезжать после того как стало известно о дуэли), Грушницкий - убит, а княжна Мери несчастна и к тому же вероятно получила психологическую травму, которую запомнит надолго. Даже контрабандисты в Тамани страдают от внимания Печорина, которое продлилось всего несколько дней.

При этом сам Печорин кажется не понимает и не принимает свою долю ответственности за случающиеся события. В главе "Княжна Мери" озвучиваются следующие мысли:"Cудьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя" [2] . Т.е. он говорит о себе как о неком слепом орудии в руках судьбы которое просто разруливает уже сложившиеся ситуёвины. К тому же сам дневниковый характер этих записей говорит о попытке некого самоанализа и скорее всего искреннего. Если бы подобные фразы были бы высказаны Печориным кому-нибудь в диалоге, то мы могли бы предположить, что это возможно манипуляция, но в данном случае мы читаем дневник, поэтому вероятность искренности таких суждений возрастает.

Склонность к самоанализу

Роман "Герой нашего времени" неслучайно называют первым психологическим русским романом. В главе "Княжна Мери" нам показаны дневниковые записи Печорина, в которых и проводится та самая саморефлексия, проще говоря анализ собственных поступков и мотиваций этих поступков. Наблюдения делаются автором дневника довольно систематично, однако та лёгкость с которой он отдаёт свои записи на усмотрение Максима Максимыча говорит нам о том, что он не очень то ценит свои записи и не стремится сохранить их хотя бы как воспоминание. Следует так же отметить, что сам образ Печорина представлен нам сразу с нескольких позиций:

- с точки зрения Максима Максимыча
- с точки зрения рассказчика
- с точки зрения самого Печорина в его дневниках

Т.е. получается некое многомерное измерение в котором мы можем проанализировать изучаемую личность. При этом сама рефлексия Григория Александровича многообразна и представляет собой сумму разных потоков: рациональность, эмоциональность, интуиция, жизненный опыт и др. Иногда исследователи даже сравнивают Печорина с Гамлетом, который так же был склонен к анализу своих поступков.

Авантюризм и эгоизм

Личности Печорина безусловно присущ некий авантюризм или жажда приключений если угодно. Не имея этой черты, он не стал бы ввязываться во все приключившиеся с ним истории. Причём истории эти довольно рисковые как минимум дважды он мог погибнуть: на дуэли с Грушницким и от руки "Ундины", которая хотела сбросить его с лодки. В его дневнике явственно чувствуется этот запал: "Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно"[3].

При этом печоринскому авантюризму свойственнен определённый эгоизм. Григория Александровича совершенно не беспокоят вероятные проблемы Азамата, который крадёт лошадь Казбича. Его не особо волнует судьба контрабандистов. Нанесённая княжне Мери психологическая травма тоже не особо заботит его. Он воспринимает окружающий мир и людей как некую декорацию для сцены на которой он должен протестировать свои собственные качества. И это конечно в вышей степени отталкивающая черта, мешающая к тому же самому Григорию Александровичу. Вот как он сам это формулирует в главе "Княжна Мери":"Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы"[4] Собственно в награду за свой эгоистичный троллинг Печорин дважды в одной только главе "Княжна Мери" слышит фразу "Я вас ненавижу" - от Грушницкого и от княжны Мери. При этом есть мнение, что троллинг в отношении Грушницкого оформлен как фарс, в то время как троллинг в отношении княжны оформлен как мелодрама. Т.е. тут как бы два разных жанра, тяготеющих к печальной развязке. Но это лишь одно из мнений литературоведов на этот счёт. При этом Григорий Александрович безразличен не только к людям. Он до смерти загоняет своего коня и мягко говоря не падает в рыданиях по этому поводу.

Конечно, в заключении следует сказать, что Печорин не смотря на все свои недостатки имеет и ряд положительных качеств, придающих его образу некоторое обаяние. Это конечно определённая смелость. На дуэли с Грушницким всё по-настоящему, обезоруживание убийцы в "Фаталисте" тоже рискованный поступок. К тому же он вероятно образован и начитан, судя по разговорам с Вернером. Печорину присуща определённая элегантность и чистоплотность. Он безусловно обаятелен и нравится женщинам. Но если задуматься над вопросом хотелось ли бы, чтоб такой персонаж как Печорин был твоим другом в реальной жизни, то думаю, что немногие ответили бы на этот вопрос положительно.

______________

Источники:

[1] Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырёх томах, издательство Академии Наук СССР, М.:, Л.:, 1962, С.277
[2] Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырёх томах, издательство Академии Наук СССР, М.:, Л.:, 1962, С.411
[3] Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырёх томах, издательство Академии Наук СССР, М.:, Л.:, 1962, С.371
[4] Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырёх томах, издательство Академии Наук СССР, М.:, Л.:, 1962, С.401