Allperestroika
В воскресенье вечером 14 февраля 1988 г. в 20 ч. 13 мин возникает пожар в известной во всём мире библиотеке Академии Наук СССР.
Горит уникальная библиотека, хранившая в том числе и книги из личной коллекций Петра Первого и Екатерины Второй, прижизненные издания Пушкина, книги, содержащие правки Ломоносова и Циолковского.
Источник пожара - газетный фонд библиотеки, располагавшийся на 3-м этаже. Прибывшие на место пожарные смогли справится с огнём и к 00 ч. 30 мин. и покинули здание - как выяснилось позже преждевременно….
Однако в 4 часа ночи возник второй очаг пожара совершенно в другом конце здания, - в фонде отечественной и иностранной литературы. Теперь огонь бушует уже на 4-м и 5-м этажах. Пожару в библиотеке Академии Наук присвоен 5-ый повышенный уровень сложности, к тушению привлечено около 40 пожарных расчётов.
Особый страх у пожарных, борящихся с огнём внутри сдания, вызывает трещание стёкол. Все понимают: проломится стекло - сквозняк разбросает огонь по всему помещению. Для пополнения иссякающих запасов воды, пожарные рукава тянут до Невы, расположенной как раз недалеко. Примерно к 14 часам дня 15 февраля огонь был потушен. Настало время подсчёта страшных культурных потерь.
В промёрзшем помещении библиотеки, при слабом освещении предстоит длительная работа по выявлению утраченных единиц хранения. В работах по ликвидации последствий пожара было задействовано около 12 тыс. помощников, в том числе и студенты, которые по легенде смогли изучить газеты 20-30 гг. недоступного в обычной жизни спецхрана.
Огонь и вода уничтожили несколько сотен тысяч книг и периодических изданий. Для спасения фондов библиотеки от стекающей воды необходим полиэтилен, но для конца 80-х годов это страшный дефицит. В работе Д.С.Лихачёва "Горькие мысли после пожара" количество полностью сгоревших единиц хранения оценивается в 400 000 (из них 188 000 книг на иностранных языках).
Сгорели иностранные книги Аптекарского приказа, фонд библиотеки курляндских герцогов и др. Особенно сильно пострадал газетный фонд (огнём уничтожено около 25 %) и фонд иностранной литературы. Некоторые из единиц хранения были уникальны, хранившиеся только в БАН СССР они были утеряны безвозвратно.
Многие книги неуничтоженные огнём были залиты водой при тушении. В последствии несколько тысяч промокших книг были переданы в ЦГИА СССР на восстановление. В борьбу с плесенью включились и специалисты Института токсикологии Минздрава СССР. Порядка 200 000 книг были транпортированы в морозильные камеры хладокомбинатов - это должно было спасти их от плесени. Булочные и вокзалы предоставляют телеги для перевозки книг. Книги сушились на верёвках в коридорах и читальном зале. Воздуходувные машины, имеющиеся в распоряжении ВВС СССР продували горячим воздухом помещения библиотеки.
В отдельных случаях издания сушили в квартирах утюгом т.к. повышенная влажность могла стать причиной появления плесени. Для работы с последствиями пожара 18 февраля 1988 г. была создана специальная комиссия президиума Ленинградского научного центра (председатель В.М. Пономарев). После переучета всех потерь были озвучены следующие цифры – 298 961 книг уничтожено огнем и более 3,5 млн. книг пострадали от воды.
В качестве рабочей версии рассматривается версия о пожаре из-за непотушенной сигареты. Параллельно возникают экзотичные версии о влиянии НЛО.
Однако сразу же возникает версия о поджоге. Подозрительным выглядит факт практически одновременного возгорания в двух разных концах здания, разделённых бетонными перекрытиями. Кроме того появляются сообщения о необычном характере распространения огня, якобы он шёл по синусоиде, затрагивая не все полки.
Через год после пожара уголовное дело по факту возгарания было прекращено, виновные в произошедшем найдены не были.
Инфа по теме:
- Документальный фильм Виктора Семенюка "Дым Отечества" 1988 г. содержит мнение Д.С. Лихачёва (есть в сети)
- Документальный фильм "Тайна пожара на Васильевском", 2008 г.