RUS
ENG
FI

Allperestroika

Главная

I

Искусство

I

Феномены

I

Документы

Главная

Искусство

Феномены

Документы

upbutton pic

Краткая биография Марины Цветаевой

Изображение портрета Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, в образованной семье, преданной интересам искусства и науки. Её отец, Иван Владимирович Цветаев, - профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Мать Цветаевой - Мария Мейн, была творческим человеком, талантливой пианисткой. Умерла она еще молодой в 1906 году, и воспитание двух дочерей - Марины, Анастасии и их сводного брата Андрея полностью легло на плечи отца. Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, знакомил с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства.

Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в калужском городке Таруса, а иногда и в заграничных поездках. Все это и было той духовной атмосферой, которой дышало детство и годы юности Марины Цветаевой. Она рано ощутила свою самостоятельность во вкусах и привычках, крепко отстаивала это свойство своей натуры и в дальнейшем. Учась же в московских частных гимназиях, она отличалась широтой своих общекультурных интересов. Училась она много: совсем в юном возрасте — в музыкальной школе, далее — в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. Окончила в Москве семь классов частной гимназии Брюхоненко. В шестнадцать лет она осуществила поездку в Париж, где прослушала в Сорбонне курс по старофранцузской литературе.

Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, выпустила первый свой сборник «Вечерний альбом» ( 1910), включавший, в основном, все то, что писалось еще в период учёбы. Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом узкодомашних, семейных впечатлений. И все же этот сборник, получил свою долю известности. Он был замечен, появились рецензии. Внимание к нему привлекала недилетантская зрелость стихотворной речи,- о юном возрасте автора никто из читателей и не подозревал. Вероятно, и «домашность» тематики принималась за некий творческий прием.

В числе первых заметивших «Вечерний альбом» был Валерий Брюсов. В своем отзыве 1911 года он писал: «Стихи Марины Цветаевой, напротив, всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого».

Кроме того, о появившейся книге положительно высказался поэт, критик и эссеист Максимилиан Волошин, живший в то время в Москве. Он даже пообщался с юной Цветаевой лично. Содержательная беседа о поэзии дала начало их дружбе. Марина Цветаева впоследствии, в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах, гостила у Волошина в Коктебеле. Много лет спустя она вспоминала о своем пребывании там как едва ли не о самом счастливом времени своей жизни. Узнав о смерти поэта в 1932 году, она посвятила его памяти цикл лирических мемуарных стихотворений и воспоминания «Живое о живом».

За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника: «Волшебный фонарь (1912) и «Из двух книг» (1913), изданные при содействии друга юности Цветаевой Сергея Эфрона, за которого она вышла замуж в 1912 году. Условия литературного быта того времени позволяли выпустить стихотворный сборник «за свой счет», под маркой какого-нибудь вымышленного издательства. В этом случае для названия было выбрано имя одного из героев андерсеновских сказок: «Оле-Лукойе».

Две последующие ее дореволюционные книги по сути своей продолжают и развивают мотивы камерной лирики. Поражал и тон на поэтический успех в будущем.

Вот стихи 1913 года, написанные в Коктебеле. Автору - двадцать первый год.

"Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед."

Марина Цветаева не приняла Октябрьскую революцию 1917 года, что во многом определило её последующую биографию. В мае 1922 года ей было разрешено вместе с дочерью выехать за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. Бывший офицер стал к тому времени студентом университета в Праге. За рубежом Цветаева какое-то время жила в Берлине. Жизнь проходила в стеснённых финансовых обстоятельствах. В самих европейских столицах снимать жилье было дорого, поэтому приходилось жить в пригородах (Вшеноры, Мокропсы — под Прагой; Медон, Кламар, Ванв — под Парижем). Виды этих мест частично отражены в творчестве Цветаевой («Поэма Горы»).

В первую пору пребывания за рубежом ей удалось издать несколько сборников, из них основные: «Разлука», «Психея», «Ремесло», а через шесть лет и последнюю прижизненную книгу - «После России», включившую стихи 1922-1925 годов. С этого времени ее поэтические произведения практически исчезают со страниц печати.

Через двенадцать лет полунищенского существования она скажет в одном из частных писем: «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты - нет)». И далее: «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером (у меня сын 8-ми лет, Георгий) живем, то есть просто медленно подыхаем с голоду».

Мужественно борясь с нищетой и болезнями, она продолжала работать, создавая стихи, поэмы, прозу.

В 1939 году Марина Цветаева, после семнадцати лет пребывания за рубежом, получив советское гражданство, вернулась в СССР. 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой в городе Елабуга. Похоронена предположительно 2 сентября 1941 г. на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное местонахождение её могилы неизвестно.