Allperestroika.ru

RUS

ENG

Главная

Феномены

Кино

ТВ

Музыка

Документы

Действия вертолётов в ходе афганской войны (1979 - 1989 гг)

Когда мы говорим об особенностях использования того или иного вида техники в военном кофликте необходимо очертить контекст, в котором происходило это применение. Говоря об афганской войне, следует выделить несколько основных особенностей:

Можно с уверенностью сказать, что именно в ходе афганской войны изменились взгляды на роль вертолёта. Из вспомогательного вида боевой техники - он превратился в решающую ударную силу, обеспечивающую проведение боевых операций.

"Рабочие лошадки" войны

Во многом эта решающая роль сложилась, исходя из многофункциональности данного типа техники. В самом деле с помощью вертолётов прекрасно решались такие задачи как:

Все вышеперечисленные функции объединяет такое качество как мобильность. Оно и понятно ведь для "вертушек" не нужно строить ровных аэродромов с длинными взлётно посадочными полосами. В данном случае достаточно оборудования так называемых вертолётных площадок, размещение которых возможно и в условиях горной афганской местности.

Боевое применение

Постепенно в ходе боевых действий начали складываться приёмы ведения огня. Распространённой была тактика когда вертолёты отстреливались по цели один за другим. Таким образом достигалось постоянное огневое воздействие на цель. Разумеется, что предпочтение отдавалось срельбе на лету т.к. зависший вертолёт был более лёгкой мишенью для противника.

Постепенно выработался целый ряд приёмов, используемых в различных обстоятельствах: в ущельях, на равнинах и т.д. Причём приёмы эти получали характерные названия. Вот некоторые из них:

При этом при проведении операций иногда применялось совместное использование Ми-8 и Ми-24

Разумеется, что для большей эффективности было необходимо вносить изменения в конструкцию самсих вертолётов. Так например вертолёт Ми-8 получил модификацию в виде вертолёта Ми-8(МТ), оснащённого более мощными двигателями. Повышение мощности потребовалось отчасти для установки устройств пылезащиты (называемые в шутку "грибами" из-за своеобразной формы), которые съедали около 6 % мощности двигателей. Понятно, что без таких устройств вертлёту в Афгане пришлось бы туго, поскольку т.н. "абразивный износ двигателя" т.е. износ, вызванный попаданием песка и пыли, сильно снижал срок службы двигателя.

Интересно, что в некоторых случаях усиление огневой защищённости вертолётов происходилдо не в конструкторских бюро, а непосредственно на аэродромах 40-й армии, силами умельцев. Так, например, для обороны задней части вертолёта в хвостовом люке размещали дополнительные пулемёты.

В некоторых случаях для своего рода изменения характеристик вертолёта использовались определённые приёмы пилотирования. Так, например" вздёт с разбега позволял увеличивать вес принимаемого на борт груза. К тому же такой способ взлёта и посадки уменьшал воздействие пылевого облака на вертолёт.

В ходе десантирований вертолётчики активно взаимодействовали и со спецназовцами. Для того, чтобы это взаимодействие было более слаженным экипажи вертолтов даже проходили своего рода курсы повышения квалификации, в ходе которых знакомились с оружием отрядов специального назначения, их тактикой и.т.д.

Противодействие со стороны моджахедов

основными противниками советских вертолётов были пулемёты (модель ДШК) и переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК)

Ситуация усугубилась, когда в 1986 г. в распоряжение моджахедов поступили так называемые "Стингеры". Эти ПЗРК не требовали особого умения в обращении и при должном наведении практически гарантировали попадание в цель на высоте до 4 км. К тому же относительно лёгкий вес данного оружия (всего 16 кг) способствовал прекрасной мобильности. После выстрела по цели группа "духов" оычно покидала район выстрела, чтобы избежать ответного удара

Часто такие засады устраивались недалеко аэродромов, для того чтобы "поймать" летательное средство в момент посадки.

"Стингер" был понастоящему интеллектуальным средством борьбы с вертолётами. Оснащённый инфракрасной головкой наведения, и малочувствительный к контрмерам этот ПЗРК оставлял мало шансов пилотам летавшим в зоне его досягаемости.

Однако после того как стало известно что "Стингер" малоэффективен на высоте до 30 м., советские вертолётчики стали перемещаться на предельно малых высотах - приблизительно 15 м. Такой стиль перемещения требовал от пилота высокого мастерства и к тому же делал винтокрылую машину удобной мишенья для обычного стрелкового оружия. Многие перелёты переносились на ночное время. Примечательно, что в августе 1987 г. было отмечено первое использование моджахедами прожекторов в ночное время для атаки по вертолётам в районе Хутбаи

Возможность быть постоянно сбитым оказывала определённое психологическое воздействие на пилотов. Даже в знаменитой песне Алексндра Розенбаума о "Чёрном тюльпане" есть строчка - "Горы стреляют, "Стингер" взлетает".

Потери

в заключении стоит, конечно, сказать и о потерях винтокрылых машин. За годы афганской войны было потеряно 333 машины. Из них: 174 -транспортно-боевые Ми-8, 127 - боевые Ми-24, 28 - тяжелые транспортные Ми-6, и вертолёты типов Ми-9/Ми-10.

Литература по теме: Жирохов М.А. Вертолетчики в Афганской войне М.: Яуза, Эксмо, 2014 - 320 с.