RUS
ENG

Allperestroika

Главная

I

Искусство

I

Феномены

I

Документы

Главная

Искусство

Феномены

Документы

upbutton pic

АССА

Год: 1987;  Страна: СССР;  Режиссер: Сергей Соловьев;  Продолжительность: 153 мин;

Легенда перестроечного кино, считающаяся одним из символов эпохи, "изюм из булки" так сказать. Показы фильма сопровождались лозунгом "Ассу в массы".

В дни московской премьеры в ларьках продавались значки и майки с символикой «АССЫ».

Первоначальным утверждённым комиссией Госкино названием фильма было «Здравствуй мальчик Бананан». Однако позже название было изменено на «АССА». Существует несколько версий относительно происхождения этого названия. Самая распространённая гласит, что "Асса" - аббревиатура от слов "автор Соловьев Сергей Александрович".

По другой версии, озвученной Сергеем Бугаевым-Африкой, название происходит от винной марки "Массандра", которой якобы было немало выпито за время съёмок в Крыму. В самом же фильме говорится, что "Асса" - это первое слово, произнесённое Ноем, после прибытия на Арарат.

По сюжету, главная героиня - симпатичная медсестра Алика (Татьяна Друбич - в жизни жена Сергея Соловьева) мечется между криминогенным папиком с замашками интеллигента Крымовым (Станислав Говорухин) и эксцентричным неформалом по кличке "Бананан" (Сергей Бугаев-Африка).

В фильме, кстати, признаётся существование организованной преступности в СССР и это при том, что само действие фильма по сюжету происходит ещё в брежневское время. Говорухин позже вспоминал, что в ходе съёмок между ним и Соловьёвым возникали разногласия. Оно и понятно – два режиссёра на одной творческой кухне.

События сюжета периодически прерываются историческими зарисовками из жизни Павла I. Казалось, что эти сцены настолько не вяжутся с основными событиями фильма. На каком-то этапе Сергей Соловьёв решил даже отказаться от них полностью, однако, по утверждению режиссёра, его отговорили.

Изображение хлопушки фильма АССА

Отдельная статья - это конечно музыка к фильму и вообще творческий коллектив, создавший его. Музыка здесь не просто фон и музыкальное сопровождение. Музыка в "АССе" - это идея и определённая эстетика, сделавшая фильм своеобразным.

Песня "Город золотой" более известная как "Под небом голубым", делает сцену на ялтинской канатной дороге необыкновенно романтичной. По воспоминаниям режиссёра, во время этой сцены, зрители в кинотеатрах стоя подпевали этой песне. Говорят, что и много лет спустя на ялтинском фуникулёре неизменно повышенным спросом пользуется кабинка с номером 25.

Ну и конечно финальное камео Виктора Цоя в образе "поэта, который на белом свете живёт" делает фильм историческим.