Allperestroika.ru

RUS

ENG

Главная

Искусство

Феномены

Документы

Бизнес и кооперация в перестроечном кино

На рубеже 80-90-х стремительно менялась как жизнь так и экономика. Принятый в 1988, закон СССР о кооперации изменил привычный порядок дел в советской плановой экономике. При всей ее государственности в ней появились нотки частной инициативы. Конечно ещё очень слабые, со множеством ограничений, но всё же.

Одновременно с этим появилась и новая социальная каста "кооператоров" - загадочных небожителей, умеющих "делать деньги". При этом, в отличие от существовавших прежде цеховиков, фарцовщиков - кооператоры были вполне законны.

Разумеется, процесс зарождения "второго русского капитализма" ярко отразился в объективах перестроечного кино, и в какой-то степени даже повлиял на сам кинематограф, создав жанр т.н. кооперативного кино. Всё вышесказанное позволяет рассматривать перестроечный и постперестроечный кинематограф как своего рода кинохронику становления института предпринимательства в СССР, а потом и в России.

При слове "кооператор" сразу же вспоминается образ героя Александра Абдулова из фильма "Гений" 1991: деловой взгляд, пиджак, "Лада" и конечно спортивная сумка, в которой можно возить пачки денег налом.

Бизнесс в кино 1991

Приход к успеху образца 1991 г. (справа)

Помимо всего комедийного в фильме отражены и проблемы первых кооператоров, отсутствие нормального рынка наёмного труда - на более менее ответственную работу приходится брать черт знает кого, никаких тебе хедхантеров и рекрутинговых агентств.

Разумеется, нельзя не упомянуть фильм "Русский бизнес" 1993 г. Это уже постперестроечное время, в комедийной форме показывается как люди, имеющие очень смутное представления о таких понятиях как "реклама", "маркетинг" и "рыночная конкуренция" пытаются запилить собственный бизнес. Фильм ценен натурными кадрами Москвы начала 90-х. Тут тебе и ларьки на Новом Арбате и даже эксклюзивная надпись "Шаурма", что для 1993 года согласитесь раритет. Вообще "Русский бизнес" собрал многие отлитчительные черты предпринимательства того времени:

Обильные возлияния. Коммерческие сделки совершаются в сочетании с распитием алкоголя, что конечно немыслимо в современной деловой этике. Нечто похожее будет кстати показано и позже в знаменитой "Бригаде".

Полный "handmade". Рекламные объявления рисуются от руки, компьютерная техника сильно в новинку. (Деревянные счеты надёжнее)

Импровизационный характер предпринимательства. Отсутствует четкий бизнес план. В деятельность предпринимателей постоянно вмешиваются новые непредвиденные обстоятельства. Участники не всегда сами понимают, что им дальше делать и скорее "выкручиваются" из ситуации нежели следуют заранее отлаженной схеме. Практически вся инфраструктура арендованная - своего ничего еще нет.

Шаурма в 1993

Ларек с заветной вывеской 1993 г.

Конечно тема предпринимательства начала 90-х немыслима без криминальной линии. В фильме "Лох победитель воды" показаны рэкетиры, прессующие компьютерный кооператив.