Allperestroika.ru

RUS

ENG

Главная

Искусство

Феномены

Документы

Газовый свет (1944)

Фильм определенно знаменит тем, что дал наименование отдельному психологическому феномену. Само слово "Газлайтер" собственно и происходит от английских слов "Gas Light" (Газовый Свет). Однако сам по себе газовый способ освещения здесь не причём. Всё дело в событиях фильма, в котором раскрывается суть этого явления. В общем, газлайтер - это человек, пытающийся привить другому чувство вины и неуверенности.

Главные герои фильма Газовый свет

Сразу скажу, что речь идёт именно о голливудской экранизации 1944 г. т.к. есть менее известная, но более ранняя британская экранизация 1940 г. В чём же собственно суть фильма? По сюжету авантюрист (Грегори) женится на девушке (Пола), у которой в раннем детстве убили опекуншу - известную оперную певицу. Женится он не потому, что любит ее, а просто потому, что в этом доме как он предполагает спрятаны бриллианты убитой.

После свадьбы он начинает особенно сильно психологически давить на супругу, обвиняя ее в пропаже вещей, которые сам прячет. Её недоуменные вопросы он оборачивает в то, что она является якобы сумасшедшей и сама не понимает что творит. В его планах списать жену в дурдом.

По счастью соседом этой "счастливой семьи" является молодой детектив, который докапывается до истины и выводит жулика на чистую воду. Однако причем же здесь этот самый газовый свет? Собственно газовый свет фигурирует в том смысле, что когда этот недомуж ночами идет на чердак искать драгоценности, он врубает газовое освещение, соответственно в доме остается меньше газа, поэтому главная героиня (прекрасная Ингрид Бергман) видит в люстре ослабление освещения. И ей кажется, что это глюки ну и плюс конечно воспоминания о случившемся в этом доме убийстве дополнительно подогревают воображение.

Конечно сказать, что мужинёк - мудак это ничего не сказать. Есть какая-то злая ирония в том, что он пианист - складывается ощущение, что он играет на самых дурных струнах человеческой натуры. По мере просмотра фильма возникает вопрос зачем вообще этой женщине такой муж. Однако, видимо всё дело в нравах эпохи Викторианской Великобритании. Развод считался жёстким зашкваром, особенно для женщин - возможно поэтому всё это тянулось так долго.

В фильме много так же всевозможных туманностей Лондона - обстановка мрачно-викторианская. Кстати когда смотришь на все эти высокие лестницы внутри викторианских домов невольно возникают мрачные ассоциации - наверное неслучайно Хичкок поместил события "Психо" в дом с лестницей. Есть в них что-то немного зловещее - такое ощущение, что в комнате по соседству делают селфи в стиле "постмортем". Хотя возможно это и определённая деформация восприятия. Да и в моменты когда газовый свет в люстрах становится ярче чувствуется определённое напряжение - это как раз тот самый саспенс, когда явно жуткого ничего на экране не происходит, но напряжение чувствуется.

Ингрид Бергман в фильме Газовый свет

И конечно нельзя не отметить Ингрид Бергман времён "Касабланки". Она не только сама по себе прекрасна, но и хорошо сыграла нарождающееся безумие, вызванное действиями Грегори. Эта роль принесла ей первый в её карьере "Оскар". Однако, по сюжету ее героиня кажется всё-таки слишком наивной. Это не проблема Ингрид как актрисы, - это скорее особенности сценария. Эпизод в котором её муженёк буквально подрывается от чтения случайно найденного письма, не может не вызывать подозрений у любой женщины. Постоянные перемены настроения Грегори, его демонстративные шашни с хабалистой служанкой, загадочная работа, которой надо заниматься вне дома и многие другие маркеры буквально кричат Поле о том, что рядом с ней окопался нереально мутный хмырь. Однако Пола скорее склонна винить себя.

Мне кажется тут дело в самом детстве Полы - у неё не было семьи с любящими родителями, плюс такая психологическая травма в юном возрасте. Она была лишена родительской поддержки и постоянно чувствовала себя чужой - отсюда неуверенность. Собственно на такую почву и приземлился Грегори, главный скилл которого заключался в умении сохранять покер фейс при любых ситуациях и при любых объемах вранья.

В самом начале фильма, когда Пола еще находится в Италии, занимаясь пением, удивляет момент когда её учитель говорит, что она стала хуже петь так как вероятно влюбилась. Это, мягко говоря, странно т.к. влюблённость обычно наоборот пробуждает творческий потенциал человека. И не важно в какой сфере занят человек - будь то поэзия или написание скриптов на JavaScript - в любой сфере у влюблённого возникает дополнительный источник вдохновения. Здесь же мы видим, что токсины Грегори уже походу начали поступать в Полу, отравляя ее творческий потенциал. Думаю, это специальная подсказка от создателей фильма, чтоб уже в начале зритель насторожился.

В тоже время зрителю (в отличие от Полы) довольно рано становится понятно, что Грегори сознательно манипулирует Полой, сам прячет куда-то вещи и.т.д. Вопрос остаётся лишь для чего он это всё делает? Затем появляется линия о том, сможет ли молодой сыщик вывести Грегори на чистую воду и наконец четвертый вопрос поверит ли Пола сыщику или Грегори уже окончательно лишил её рассудка. Все эти вопросы сменяются по мере сюжета поэтому фильм этот действительно смотреть интересно.

В общем и целом, посмотрев этот фильм, Вы поймёте суть термина "газлайтинг", а заодно и насладитесь готическим триллером в нуарной постановке.

См. также

§ Фильмы в стиле "нуар"