RUS
ENG

Allperestroika

Главная

I

Искусство

I

Феномены

I

Документы

Главная

Искусство

Феномены

Документы

upbutton pic

Нуар

Происхождение термина

Многие поклонники жанра нуар задаются вопросом, почему этот ассоциирующийся с американским кинематографом жанр назван французским словом "noir" (черный). Почему его не назвали например "dark" или "black"? Ответ кроется в истории обнаружения и наименования этих фильмов - процессах, в результате которых несколько фильмов были идентифицированы как связанные, несмотря на то, что были сняты разными режиссёрами. Это наименование произошло летом 1946 года во Франции, когда местная публика открыла для себя новый вид американских фильмов. За короткий период времени французские зрители были потрясены и заинтригованы пятью лентами, окрашенными в мрачные тона таинственности и фатализма. Это были "Убийство, моя милочка", "Двойная страховка", "Женщина в окне" , "Мальтийский сокол" и "Лора".

Стоит понимать, что в годы Второй Мировой войны французский зритель не мог регулярно знакомится с новинками Голливуда, поэтому появление этих лент было своего рода действительно открытием. Что касается самого термина, то считается, что первым термин "нуар" в отношении такого типа американского кино употребил французский критик Нино Франк в 1946 году.

Чуть позже в послевоенную Европу прибыли новые голливудские картины: «Оружие для найма» («Наемник») Фрэнка Таттла, «Убийцы» Роберта Сьодмака, «Глубокий сон» («Большой сон») Говарда Хоукса и др. После этого термин "нуар"" окончательно укоренился в лексиконе французских кинокритиков. Таким образом произошла классификация целой серии фильмов, объединённых по стилистическому признаку.

Характерные черты

И всё же у многих наверняка есть приблизительное представление о таком киножанре как нуар, ставший своего рода визитной карточкой Голливуда 1940-1950. Мрачноватые сюжеты, тёмные пейзажи и обилие долгополых шляп далеко не все маркеры этого жанра. Тем не менее некоторые фильмы в жанре Нуар - "Касабланка", "Двойная страховка", и др.) признаны шедеврами мирового кинематографа. Годы в истории кинематографа, признанные нуарными это примерно 1941 - 1958 гг. Давайте разберем по отдельности характерные черты данного жанра:

Главные герои фильма "Двойная страховка "

Черно-белый формат, свет и ночные пейзажи города

Конечно, черно-белая пленка в 1940-1950 е годы была не столько художественным приемом сколько технической особенностью времени. Мы конечно можем вспомнить цветные фильмы, снятые ещё в 1939 г. ("Унесённые ветром" и "Волшебник страны Оз"). Однако это скорее исключения из общего правила. Абсолютное большинство фильмов тогда были черно-белыми, что в свою очередь определило некоторые другие художественные особенности нуара.

Что касается ночных сцен, то действие нуарных фильмов часто происходит именно в темное время суток. С одной стороны, это дополнительная таинственность т.к. герои часто прячутся или встречают таинственных незнакомцев на улице. С другой стороны, темное время суток позволяет в полную силу насладиться эффектами освещения, - ярким солнечным днём такая игра со светом не особенно возможна. Да и потом сама мрачная фабула нуарных сюжетов располагает к темноте. Обилие темноты в кадре и характерах героев собственно и дало название жанру ("noir" - по-французски "черный"). Да и в целом темнота может в значительной степени вызывать у зрителя ощущение ужаса и тревоги. Тут и особых графических спецэффектов не надо.

Достаточно посмотреть на названия фильмов, - уже в них напрямую звучит тема ночи: «Странники в ночи» (1944), «Ночь и город» (1950), «Темный город» (1950) и др. Город тоже может быть своего рода героем фильма. Тем более, что ночной город с неоновыми вывесками сам по себе образ. Подавляющее большинство нуарных сюжетов происходит именно в больших городах - сельская местность или т.н. "Одноэтажная Америка" встречаются крайне редко. Город воплощает в себе как бы два начала: с одной стороны он опасный, агрессивный, отстранённый от человека и его проблем. Но в то же время он привлекательный, сложный, многообещающий и соблазнительный... Главные герои нуара могут жить в мрачных, плохо обставленных комнатах, обедать в невзрачных барах, но в то же время их притягивают тайны и возможности города.

Иногда действие нуарных картин может разворачиваться на каких-то заброшенных территориях или даже в подземных пространствах. Так, например, в фильме "Третий человек" (1949) многие сцены происходят вообще в городской канализации. Есть даже мнение, что в художественных произведениях канализация символизирует собой подсознание. И в то же время канализация это своего рода лабиринт т.е. запутанность.

В нуарных фильмах освещение персонажа может говорить о самой сущности героя. Вглядитесь в кинопортреты героев фильма "Касабланка". Один из них - противоречивый Рик Блейн - освещен наполовину, в то время как однозначно положительный Виктор Ласло всегда освещен полностью - без каких-либо темных частей.

Освещение в фильмах жанра Нуар

Однако, справедливости ради следует сказать, что не только черно-белые ленты могут быть признаны нуаром. Классический фильм Хичкока "Головокружение" вполне себе цветной, но при этом его часто относят к жанру noir. Но конечно такие исключения, скорее подтверждают правило о "черно-белости" нуара.

Закадровый голос

Это далеко не обязательный атрибут, но упомянуть его стоит. Закадровые комментарии это своего рода рудимент, оставшийся от литературного происхождения Нуара. Следует напомнить, что первоначально нуарные сюжеты это удел американского детектива периода Великой Депрессии (1930-е). Невесёлое время не способствовало появлению жизнеутверждающих сюжетов.

Соответственно, закадровый голос мог пояснить зрителю некоторые сцены происходящие на экране. Причем иногда это довольно познавательные комментарии, без которых современному человеку было бы далеко не всё понятно в происходящем. Так например в "Двойной страховке" главный герой уходя из дома подкладывает листки бумаги под звонки телефона и между дверными звонками. Благодаря закадровому голосу, мы понимаем, что делается это для того, чтобы засечь "пропущенный вызов" т.е. понять - звонил ли кто в дверь или по телефону в отсутствие главного героя. К тому же закадровый голос иногда выступал формой признания или саморефлексии. Он добавлял слой самоанализа, подчеркивая внутреннее смятение, сомнения и моральные конфликты действующих лиц.

Иногда эффект тревожности происходящему (в том числе и на фоне голоса повествующего) придают композиции, исполняемые на духовых инструментах. Их неровные, неожиданные, неретмичные, а иногда и диссонансные мелодии идеально совпадают с неспокойной обстановкой и мыслями героев, явно далёкиx от умиротворения.

Обилие широкополых шляп

Широкополые шляпы это своего рода мода того времени, но в случае с фильмами в стиле noir герои детективных сюжетов не всегда стремятся показывать своё лицо окружающим, поэтому широкополая шляпа не только дань моде, но и средство защиты от чужих глаз. Так например в фильме "Двойная страховка" главный герой с помощью натянутой шляпы едет на поезде под чужим именем и остается при этом инкогнито.

К тому же, чисто с режиссёрской точки зрения шляпа с полями может быть удобным инструментом в деле устроения световой композиции настолько важной для фильмов этого жанра.

Кадр из фильма Двойная страховка

Криминальность сюжета

Очень часто нуарный фильм представляет собой остросюжетный детектив или триллер. Поэтому мутные персонажи и сцены преступлений - обычное дело для этого жанра. Зачастую одна загадка сменяет другую, и именно это позволяет держать зрителя в напряжении от начала до конца фильма.

Сама фабула сюжета может быть весьма запутанной, представлять собой ретроспективу определённых событий. Главный герой неоднозначен и может являться как положительным так и отрицательным персонажем. Он как правило немолод и не обладает особой привлекательностью и в хороших манерах тоже не замечен. В каком-то смысле Хамфри Богарт стал актёром, идеально воплотившем на экране подобный образ. Иногда центральный персонаж рискует собой и подвергается испытаниям, при этом стремясь разрулить всё в ту или иную сторону (в зависимости от того положителен или отрицателен главный герой).

Роковая красотка

Конечно, в нуарном фильме, как правило, будет своя femme fatale. Зачастую её роль весьма негативна - очень часто она толкает героя фильма на преступления или даже совершает их сама. Так, например, в "Двойной страховке" именно такая "роковая женщина" подталкивает главного героя на мокруху. Дальше уже дело остается только за обдумыванием и исполнением задуманного. Но всё же как правило из подобных затей ничего путного не выходит т.к. всё же даже мрачные нуарные фильмы как бы намекают, что такой ценой счастье не добывается. Конечно, роли таких femme fatale прославили многих голливудских красавиц.

В общем и целом, очевидно, что стилистика и эстетика нуара вполне узнаваема. Отсюда, например, и появившийся позже жанр "Нео-нуар". До сих пор существует полемика считать ли нуар - отдельным жанром или просто этапом в истории мирового кинематографа. Оба подхода, признают отличительные характерные черты нуара, вопрос лишь в том можно ли снять сегодня кино в жанре нуар, причем так чтоб это не выглядело пародией, а было именно самостоятельным фильмом. Ведь знаменитые фильмы в стиле "Нео-нуар" такие как "Почтальон всегда звонит дважды" (1981) или "Китайский квартал" (1974) всё равно относят нас к эпохе 1930-1940х. Этот вопрос для меня всё же остается открытым.

См. также

§ Фильм Газовый свет