RUS
ENG

Allperestroika

Главная

I

Искусство

I

Феномены

I

Документы

Главная

Искусство

Феномены

Документы

upbutton pic

Госприемка в СССР

В советский ресторан пришли иностранцы. Смотрят и удивленно спрашивают: "Почему у вас котлеты квадратные? — "У нас перестройка" - отвечают им, "А почему недожаренные?" — "Так ведь работаем с ускорением!", "А почему они надкусаны?". - "А это Госприемка!"

Советский анекдот

§ Предпосылки

§ Введение Госприемки в СССР - 1986 г.

§ Принципы контроля

§ Госприёмка и Ускорение

§ Итоги

§ Клеймо Госприемки

§ Предпосылки

Еще в январе 1985 (до прихода к власти М.С.Горбачева) Госстандарт поручил направить своих представителей на несколько предприятий машиностроительной отрасли с целью проверить качество производства продукции на всех ее этапах - в том числе и на разработку1.

В рыночной экономике оценкой продукции является отношение покупателей - если товар ухудшится - его перестанут покупать. При этом своеобразной "виной" производителя может стать не только плохое качество товара, но и отставание от конкурентов.

В социалистической экономике, где покупатель не имеет свободного выбора, ситуация несколько иная. Да, формально, может быть несколько сортов лимонада, несколько моделей телевизоров и т д., но производятся они на предприятиях с приблизительно одинаковым уровнем менеджмента поэтому не сильно различаются между собой. И даже если качество такой продукции будет оставлять желать лучшего, то выбрать что-либо другое у потребителя не получится - принципиальной конкуренции нет.

Именно поэтому в плановой советской экономике роль контролера качества должны были взять государственные комиссии, а не потребители. И надо сказать что к середине 1980-х годов ситуация с качеством советских товаров даже по официальным данным состояла не лучшим образом. Определенным маркером оценки всего производимого служил гарантийный ремонт, т.е. случаи когда приобретенная техника сдавалась в ремонт по причине той или иной неисправности.

Так например, брошюра "Госприемка - действенный рычаг перестройки" сообщает, что в 1985 г в СССР возвращено покупателями в магазины телевизоров "Горизонт" на 48 % больше чем в предыдущем 1984, "Кварц" - почти на треть больше, "Изумруд" - на 59 % больше, "Садко" - более чем на 80 %. Таким образом, отмечалось нарастание так называемого "бракодельства".

Фото с советского производства

В разные годы в СССР предпринимались отдельные попытки снизить количество брака. Например еще в 1955 г. на Саратовском авиационном заводе была введена "Система бездефектного изготовления продукции" ("БИП") Суть ее сводилась к тому, что обнаружение брака осложняло сдачу продукции в дальнейшем. Т.е. если не получилось с первого раза - придется второй раз подавать уже с письменного разрешения начальника цеха. Если же не удалось принять изделие с третьей попытки объяснение перед директором ожидало уже начальника цеха. Т.е. смысл был понятен с первого раза сдать проще и спокойнее.

Разумеется, что к моменту введения Госприемки на производствах существовала служба контроля качества - ОТК ("Отдел Технического контроля"), однако как было видно из статистики возвратов со своими обязанностями эта служба не справлялась. Для того, чтобы контроль качества был независимым решено было ввести дополнительный орган контроля, члены который не были связаны с предприятием и соответственно не были зависимы от руководства предприятия.

§ Введение Госприемки 1986

Введение Госприемки как и практически любое советское нововведение эпохи Перестройки регламентировалось соответствующим постановлением ЦК КПСС.

В постановлении ЦК КПСС от 12 мая 1986 "О мерах по коренному повышению качества продукции" говорилось о введении с 1 января 1987 г. Государственной приемки "в объединениях и на предприятиях, выпускающих важнейшую народнохозяйственную продукцию, товары народного потребления, а также основные комплектующие изделия и материалы для них."

В том же постановлении обозначалась что данный орган создается для "коренного повышения качества выпускаемой продукции, осуществления приемки готовых изделий и контроля за деятельностью объединений и предприятий по вопросам качества". Т.е. оставшаяся часть 1986 г. должна была уйти на необходимые подготовительные мероприятия. Поэтому датой фактического введения Госприемки следует считать 1 января 1987 г.

Кроме того, в документе говорилось, что есть службы контроля, которые "не укомплектованы квалифицированными кадрами и не располагают современными средствами контроля". Соответственно суть Госприёмки сводилась к тому, чтобы создать новый барьер контроля качества, укомплектованный квалифицированными специалистами, и при этом на прямую не связанными с предприятием, которое они контролируют.

Брошюра Госприемка

Организационно Государственная приемка подчинялась Государственному Комитету СССР по стандартам, что выглядит логично. Подразумевалось, что в такие комиссии войдут только высококвалифицированные специалисты. Что касается руководителей создаваемых комиссий, то они набирались из числа главных инженеров, главных конструкторов и других подобных руководящих должностей. Часть будущих сотрудников была направлена на обучение в Всесоюзный Институт стандартизации и метрологии (ВИСМ). Таким образом, мы можем говорить о том, что организационное оформление системы органов Госприемки приходится на 1986 г, в то время как реальное внедрение на производствах можно отсчитывать с 1 января 1987 г.

Следует сразу уточнить, что новый контролирующий орган не охватывал абсолютно все предприятия страны. Так в 1987 г. объем проверяемой промышленной продукции составил только 20 % от всего произведенного в стране. В свою очередь из всего проверенного - 60 % составляла продукция предприятий машиностроительного комплекса, а 40 % продукция металлургии, химии и нефтехимии.2 А уже в 1988 г. сфера новой приемки распространилась на перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса и строительство жилья и объектов социально-культурного назначения.

Сообщение о расширении сферы деятельности Госприемки (1987 г, программа "Время")

§ Принципы контроля

Каковы же были основные принципы контроля Госприемки? Чем конкретно должны были заниматься созданные комиссии?. Для этого обратимся к официальным свидетельствам тех лет. В брошюре "Госприемка - борьба за качество" определяется этот круг компетенции.

☛ Контроль качества продукции на любой стадии изготовления;

☛ Выборочная проверка любых изделий;

☛ Окончательная приемка полностью укомплектованной продукции; 3

Что касается непосредственно обязанностей "госприемщиков", то их можно свести к следующим пунктам:

☛ Контроль качества технологических процессов, комплектующих, полуфабрикатов, материалов и сырья;

☛ Контроль за своевременным внедрением и соблюдением стандартов;

☛ Проверка контрольно-измерительных приборов;

☛ Контроль выполнения правительственных решений, связанных с повышением качества продукции;

☛ Совместный с начальником предприятия анализ рекламаций, поступивших от потребителей;

☛ Проверка технической документации 4

§ Госприемка и Ускорение

Идейно концепция Госприемки связывалась с концепцией Ускорения. В брошюре "Экзаменует Госприемка" говорится, что на одном из совещаний Горбачёв напрямую связывал концепцию Ускорения с качеством выпускаемой продукции: "Говоря о необходимости ускорения социально-экономического развития страны, генеральный секретарь подчеркнул, что он, ускорение, должно идти только через высокое качество, через лучшую продукцию с большими производительными способностями, обеспечивающими внедрение технологий трудосберегающих, ресурсосберегающих и т.д.<...> Ускорение неразрывно связано с качеством. Тот кто думает иначе, вообще не понимает до сих пор что такое ускорение."5

Фото брошюры 'Экзаменует Госприемка'

 

Фрагмент брошюры "Экзаменует Госприемка" с высказыванием Горбачёва о связи Ускорения и качества

§ Итоги

Глобальных последствий система Госприемки не имела и коренным образом изменить качество производимой продукции не смогла. Конечно, в определенной степени причиной этого стал так называемый человеческий фактор т.е. ситуация когда члены Госприемок становились "своими"" на предприятиях. Конечно, это происходило не сразу, а постепенно.

Во-вторых, новая система не предусматривала каких-либо поощрительных мер за улучшение работы т.е. у работников просто отсутствовала материальная мотивация улучшаться, - все осуществлялось лишь в рамках дисциплинарных мер.

Наконец, третьим важным фактором явилось то, что даже квалифицированный госприемщик не мог оценить все свойства товара. Например степень изнашиваемости оборудования не всегда могла быть очевидной сразу, должен был пройти определенный период использования, чтобы можно было сказать хорошо ли зарекомендовало себя изделие или нет.

К тому же новая система проверки качества не была всеобщей - как уже говорилось выше в 1987 г. новый контроль охватил только 20 % от всего промышленного производства. Т.е. получалось, что внимание было обращено далеко не на всю выпускаемую продукцию.

Госприемка стала по сути дублем ОТК (Отдела технического контроля). Однако даже совместные усилия этих двух организаций не смогли заменить основной критерий качества - доверие потребителей.

§ Клеймо Госприемки

Отметки о контроле со стороны Госприемки можно было встретить в сопроводительных документах к изделию, а именно в гарантийном талоне, что логично т.к. именно он касается вопросов качества напрямую. Вот, например, гарантийный талон 1989 г. с отметкой "Продукция выпускается под контролем госприемки".

Изображение гарантийного талона

Были также и штампы или так называемые клейма Госприемки, которыми так же могли отметить проверенную продукцию. По традиции этот знак был вписан в пятиугольник. В гарантийном талоне могла быть выделена специальная строка, озаглавленная как "клеймо Госприёмки", туда соответственно и ставился этот штамп.

Изображение клейма госприемки

_____

1, 5 Беляев В.С. Экзаменует Госприемка М.: Московский рабочий, 1988, стр. 3, 15

2 Омельянчик В.И. - Госприемка: Новый уровень качества. Государственный комитет по науке и технике СССР, М.: 1988, стр. 13

3, 4 Агишев Ю.В. Госприемка - борьба за качество, Общество "Знание", РСФСР, Краснодарская краевая организация, 1988, стр. 18 - 19