RUS
ENG

Allperestroika

Главная

I

Искусство

I

Феномены

I

Документы

Главная

Искусство

Феномены

Документы

upbutton pic

Рождение жанра "Новый Голливуд"

Предыстория и причины

Хронологически период "Нового Голливуда" - это период с 1967 года (отмена Кодекса Хейса) и примерно до 1980 года.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов на горизонте американского кино появилось новое поколение молодых режиссеров. Их работы были тематически сложными, формально инновационными, морально неоднозначными, а иногда обладали богатым мифическим оттенком. Они говорили от имени поколения, менее склонного к подчинению, чем их родители. Пресса назвала их "Новым Голливудом", хотя их фильмы в основном финансировались крупными студиями, тем не менее они внесли новые подходы, которые отличали их от традиций классического студийного кино. Под влиянием киноволн, пришедших из Европы (Например Французская новая волна), они переработали и переосмыслили некоторые классические жанры Голливуда - такие как криминальный фильм, военный фильм и вестерн - и тем самым представили более критическое видение Америки, прошлого и настоящего. Добавился новый уровень реализма и интенсивности. По сути сформировался отдельный хронологический жанр - "Новый Голливуд", у которого есть свои поклонники и ценители.

.

В годы, следующие за Второй мировой войной, крупные киностудии потеряли значительную часть своего влияния. В результате дела Антимонопольной службы против Paramount Pictures в 1948 году, они потеряли право иметь собственные кинотеатры, а также эксклюзивные права на показ своих фильмов в кинотеатрах. Очевидно, что в результате этих изменений их доходы и влияние сократились. Кроме того, стоит отметить, что у киностудий появился новый соперник - телевидение. Оно активно набирало популярность в 1950-е годы. Конечно студии реагировали и пытались сохранить свою долю в сфере киноразвлечений, предлагая зрителям то, чего они не могли найти в других местах: цветное кино (Technicolor), широкоэкранный формат, стереозвук и 3D.

Исторические эпосы и мюзиклы - жанры, которые лучше всего подходили для таких нововведений. В 1950-х годах эта стратегия оказалась успешной и смогла обеспечить прибыль студиям. Однако в 1960-х годах затраты на производство возрастали, а вкусы зрителей начали меняться. Производство фильма "Клеопатра" (1963) студии Twentieth Century Fox было катастрофически дорогим и фильм еле еле смог окупить такие затраты в прокате. Популярность семейных мюзиклов достигла пика в 1960-е, но затем "хитовость" этого жанра начала угасать. К тому же активную конкуренцию стали составлять европейские фильмы нового формата, успех которых показал, что американские зрители уже были готовы к более свободному содержанию, структуре повествования да и к саундтрекам с современной рок-музыкой. Любители кино того времени с нетерпением ждали работы таких мастеров как Ингмар Бергман (Швеция), Федерико Феллини (Италия), Жан-Люк Годар (Франция) и др. (Хотя справедливости ради нужно сказать, что фильмы того же Бергмана зачастую носят артхаусный характер и врят ли могли претендовать на то, чтобы быть сверхпопулярными блокбастерами).

Однако, так или иначе, старая концепция киноиндустрии теряла и деньги, и долю аудитории с большой скоростью. Перед руководителями студий неизбежно вставал вопрос: "что делать?". Однако, как плюс такие потрясения в студиях создали возможности для новых руководителей производства и молодых режиссёров, желавших проявить себя. Пришло время американской Новой Волны.

Ключевой 1967 год

Конечно ключевой датой в истории Нового Голливуда является 1967 год - год отмены так называемого Кодекса Хейса, регламентировавшего производство кино. Ещё в 1966 году Джек Валенти был назначен новым главой Ассоциации киноиндустрии США - MPAA (Motion Picture Association of America). Особенно значимыми для в контексте появления жанра "Новый Голливуд" стали фильмы "Бонни и Клайд" и "Выпускник", вушедшие в 1967 году. Натуралистичные перестрелки и ситуация разновозрастных отношений - это был действительно новый формат. Примечательно, что идея снять фильм о Бонни Паркер и Клайде Бэрроу родилась ещё в начале 1960-х годов. В 1963 году Роберт Бентон и Дэвид Ньюман работая в журнале Esquire задумали написать сценарий по мотивам истории знаменитых грабителей эпохи Великой депрессии.

В итоге, творческая смелость фильмов "Бонни и Клайд" и "Выпускник" воплотилась в кассовый успех. (При бюджете в $ 3 000 0000 "Выпускник" только в Северной Америке собрал $ 104 000 000). Неожиданный кассовый успех фильмов "Бонни и Клайд" и "Выпускник" наглядно показал, что публика готова к новым форматам. Поколение "бэби-бума", выросшее на рок-н-ролле и телевидении, теперь достигло совершеннолетия. Всё это открыло двери для молодых режиссеров, более чувствительных к интересам новой молодежной аудитории. К тому же в США того времени было большое количество кинотеатров под открытым небом, где фильмы можно было смотреть из машин. Аудиторию таких кинотеатров тоже в значительной степени составляли молодые люди.

Новый подход отразился в определённой приверженности реализму. Стала популярна съемка в таких локациях как дома и бары. Меньший процент экранного времени теперь приходился на студийные павильоны. Теперь даже блик в кадре это не баг а фича.

Так на практике начался "Новый Голливуд", который продлится до 1980-х годов, которые станут эрой т.н. блокбастеров. В каком-то смысле уникальность периода "Нового Голливуда" и заключается в том, что в это время снято деление на артхаус и т.н. коммерческое кино. Т.е. фильмы сочетающие в себе определённую философию, оригинальные художественные эффекты и получившие признание кинофестивалей могли быть при этом коммерчески успешными. (Хотя конечно и эпоха "Нового Голливуда" знавала эпизоды и финансовых катастроф).

Наиболее извастные фильмы периода "Нового Голливуда".

"Выпускник" (1967); "Бонни и Клайд" (1967); "Ребёнок Розмари" (1968); "Китайский квартал" (1974); "Пролетая над гнездом кукушки" (1974); "Таксист" (1976); "Энни Холл" (1977).

См. также

§ Фильм Газовый свет