Allperestroika.ru

RUS

ENG

Главная

Искусство

Феномены

Документы

Солярис:книга и фильм

Фильм "Солярис  "

Считается более правильным сначала прочесть книгу, а потом уже смотреть её экранизации хотя бы потому, что когда сначала читаешь книгу, то образы главных героев формируются в голове самостоятельно. Если же ты сначала посмотришь экранизацию, а потом начнёшь читать "первоисточник" то киношные образы будут невольно вклиниваться в воображение. Получается, что ты окунаешься не в собственные ассоциации, а в ассоциации как бы "навязанные" режиссёром. Да, они могут быть и неплохими, но они увы не твои, и твоих собственных уже не будет, никогда-никогда.

С фильмом "Солярис" у меня вышла как раз такая история. Я сначала посмотрел знаменитую экранизацию Тарковского, а затем уже решил обратится к самому роману Станислава Лема. Казалось, что прочтение книги как бы дополнит сложный фильм, в голове сложится более полная картина произошедшего на экране.

С одной стороны книга действительно дополнила фильм т.к. тема науки "соляристики" раскрыта в книге полнее, с другой стороны проявились явные отличия фильма от книги. В отличие от фильма действие книги происходит сразу во время подлета к станции Солярис. Т.е. нет никакого земного пролога. И если в фильме Крис на Земле слышит о том, что на Солярисе возможны видения, то в книге о таких особенностях Крис узнает только из документов, обнаруженных на станции - это принципиально для его восприятия. В то время как в фильме герой Баниониса летит уже подготовленным и воспринимает происходящее на станции с меньшей долей удивлённости.

Вторым сущностным отличием является сам феномен появления т.н. "гостей. И в книге и фильме они появляются после сна, но дальше уже расхождения. В фильме "гости" - это по сути ожившие воспоминания человека. Да они материализовались, да заставляют страдать и переживать не лучшие моменты, но тем не менее это - воспоминания. В книге же - эти "гости" состоят из двух компонентов: с одной стороны это безусловно воспоминания (внешность, моменты из биографии и др.), с другой стороны эти гости - отражают мысли того к кому приходят. Гостья Хари - проекция жены главного героя, которая покончила с собой в реальной жизни. При этом она использует в своей речи прозвища пилотов космической авиации, которые стали известны уже после ее смерти. Т.е. На ее манеру говорить примешиваются еще другая информация от самого Криса Кельвина. Т.е. по книге "гость" = воспоминания + собственные мысли. Это на мой взгляд важное уточнение, потому что по фильму мне показалось, что Криса просто преследует некое воспоминание, перенесённое в современность. Куда сложнее избавится от воспоминания, которое говорит твоими мыслями и на втоем языке.

В остальном я не увидел каких-либо противоречий между книгой и фильмом - и книга и фильм по своему прекрасны, на мой взгляд.

Разумеется сам Станислав Лем был оповещен о том, что в СССР планируется экранизация. К счастью об этом сохранились документы. В книге Салынского Д.А. "Фильм Андрея Тарковского Солярис. Материалы и документы" содержится сообщение редактора фильма Л.Лазарева о беседе Тарковского с Лемом. Сообщение датировано октябрем 1969 года:

"Уважаемая, Тамара Георгиевна! По Вашей просьбе сообщая Вам о беседе с Ст. Лемом. 19 октября Тарковский встретился с ним, чтобы обсудить дальнейшую работу над сценарием "Солярис". Замечания, высказанные С.Лемом по сценарию, касались той его части, где действие происходит на Земле.<...>" 1

Таким образом, достоверно известно, что Тарковский и Лем общались в процессе создания фильма и возможно некоторые из пожеланий Лема были учтены Тарковским. Хотя конфликты между писателем и экранизирующим режиссером иногда встречаются, вспомнить например конфликт Стивена Кинга и Стенли Кубрика относительно экранизации "Сияния". В общем и целом роман "Солярис" читать довольно интересно, нет ощущения затянутости. Бонусом для тех кто прочел книгу будет более бодробное чем в фильме объяснение науки "Соляристики"" и вообще происходящего на планете Солярис.

_____

1 Д.А. Салынский. Фильм Андрея Тарковского Солярис. Материалы и документы ISBN 978-5-903311-20-0 М.: Астрея, 2012 С. 316