RUS
ENG

Allperestroika

Главная

I

Искусство

I

Феномены

I

Документы

Главная

Искусство

Феномены

Документы

upbutton pic

Вещественные исторические источники

§ Что можно называть вещественными источниками?

§ Семиотический статус

§ Важное отличие

§ Примеры и литература

§ Что можно называть вещественными источниками?

Как понятно из названия сам термин "вещественный исторический источник" происходит от слова "вещь". Например, археологи подобрались к культурному слою древнего поселения и находят там украшения того же временного периода. Эти изделия и есть - вещественный исторический источник. От того какие это украшения зависят возможные выводы и предположения. Допустим, что обнаруженные в ходе раскопок гребни имеют скандинавское происхождение, но найдены не в Скандинавии, - соответственно появится гипотеза о том, что данная территория могла иметь какие-либо связи со Скандинавией и т.п.

Очевидно, что такая категория источников весьма многочисленна - по сути это все предметы, которые были изготовлены людьми прошлого. Такие изделия называются "историческими артефактами". Само слово "Артефакт" на это как бы намекает (от лат. "arte" (искусственно) и "factum" (сделано)). Т.е. вещественный исторический источник можно определить как: "искусственно произведенный активным трудом человека предмет, не содержащий обширной повествовательной текстовой информации".

Каких-либо типов или подвидов вещественных источников не существует. Оно и понятно т.к. суммарный объём всего произведённого человеческой цивилизацией сложно даже представить. Однако, у археологов, всё же есть определённая классификация. Всё обнаруженное можно поделить на две большие категории по принципу использования: для общественного потребления и для индивидуального потребления. Ну а далее распределение идёт уже по сферам человеческой деятельности: бытовая, производственная и т.д.

§ Семиотический статус

Анализируя артефакты, пришедшие к нам из глубины веков, следует понимать, что они могут рассказать нам не только о своём предназначении, но и о мировоззрении своих владельцев. Например, узоры на керамике могут многое поведать фольклористам. "Что обозначал этот орнамент?", "Для чего такой рисунок наносился?" - и другие вопросы. Т.е. определённую посуду нужно рассматривать не только с утилитарной точки зрения ("из чего сделана?", "для чего предназначена?"), но и с точки зрения того как человек, использовавший эту вещь, понимал её значение и роль в своей жизни.

В книге Колчина Б.А. "Новгородские Древности. Резное Дерево." (Издательство "Наука", М.: 1971, C.7) так описывается распространённость художественного оформления: "Чаши и ложки, лавки и столы, гребни и шкатулки, конские хомуты и корабельные уключины, прялки и юрки, детские игрушки и шахматы были украшены тем или иным узором или имели форму, соответствующую с наибольшей выразительностью практическому назначению и художественному замыслу вещи." 1 Такое соотношение "функционального" и "эстетического" в предмете получило название - "семиотический статус".

Изображение орнаментальных мотивов гребней

(Орнаментальные мотивы гребней) 2

Предположим, что в результате работы исследователей обнаружены остатки древнего жилища. Анализ находки проходит по разным направлениям. С одной стороны внимание будет сфокусировано на том из какого материала сделана постройка, как отапливалась и др. Но в то же время, будут исследоваться региональные, сословные, фольклорные и прочие аспекты. Из этих взаимосвязей будут уже рождаться гипотезы относительно того, что, данный узор на определённой части жилища характерен для конкретного региона и т.д. Т.е. суммарное, объёмное осознание дихотомии "функция" - "смысл" и будет являться семиотическим статусом объекта.

Поэтому, на практике, музеям может быть сложно "прикрепить" историческую находку к единственной тематической категории. Средневековый кувшин может по праву находиться в отделе посуды, но если при этом на него нанесены некие символы он может попасть в декоративный отдел. Да и сама вещь меняет свой "род деятельности" - в начале своего существования она выполняла утилитарную функцию (помогала что-то делать), но после включения в музейную экспозицию она обрела новую "культурно-ценностную" задачу (просвещает, образовывает, вдохновляет и др.).

§ Важное отличие

Как уже говорилось выше, если найденный артефакт имеет на себе надписи, то это уже не столько вещественный, сколько письменный источник. (Например, берестяная грамота). И это действительно ВАЖНОЕ понятийное разделение.

Ещё 19 веке Н.И. Надеждин определил такое явление как "Безгласный" памятник, т.е. он нам дополнительно ни о чём не сообщает, - он «без всякого словесного знака» (Подробнее об этом можно прочесть в работе Н.И.Надеждина "Об исторической истине и достоверности")

В некоторых случаях вещественные объекты культурного наследия могут подтверждать письменные и наоборот. Если летопись повествует о сражении, то прекрасным подтверждением данного события будет обнаружение в этом месте таких предметов как оружие, доспехи и т.д.

§ Примеры и литература

Приведённые ниже примеры взяты из книги: Колчин Б.А., Янин В.Л., Ямщиков С.В Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. М.: Издательство "Искусство", 1985

Изображение новгородских ножниц

(Ножницы. Новгород. Вторая половина XIV века.)

Изображение кожаных новгородских туфлей

(Туфля. Кожа. Новгород. XIV век.)

Литература, в которой можно найти описания вещественных источников:

Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. Ленинград, Издательство "Наука", 1975

Колчин Б.А., Янин В.Л., Ямщиков С.В Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. Москва, Издательство "Искусство", 1985

Колчин Б.А. Новгородские Древности. Резное Дерево. Москва, Издательство "Наука", 1971

Фёдоров-Давыдов Г.А. Монеты - свидетели прошлого. Москва, Издательство Московского Университета, 1985

Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. Москва, Издательство "Наука", 1969

 

__

1 Колчин Б.А. Новгородские Древности. Резное Дерево. Москва, Издательство "Наука", 1971, C.7

2 Там же, C.17

 

См. также

§ Исторические источники. Основная классификация.