Allperestroika.ru

RUS

ENG

Главная

Искусство

Феномены

Документы

Вивьен Ли

Вивьен Ли

Вивьен Ли... - вечный синоним женственности, красоты и загадочности. Если английский язык не Ваш родной - старайтесь смотреть с субтитрами фильмы с её участием. Такое удовольствие слышать её голос - в то время как актрисы дубляжа не тянут ее роли не интонационно не эстетически.

Вьвен удостаивалась "Оскара" дважды: - в 1940 г. за роль Скарлетт О’Хара в "Унесённых ветром" и за роль Бланш ДюБуа в экранизации пьесы "Трамвай "Желание"". Но на мой субъективный взгляд её лучшая роль - Майра Лестер в драме "Мост Ватерлоо" 1940 г.

Конечно возникает резонный вопрос почему именно она, - ведь в эпоху "Золотой Эры Голливуда" миру было явлено внушительное число кинодив.

Очевидно, что дело не только в её исключительной вневременной красоте. Как актриса она смогла воплотить в жизни крайне полярные образы. Её оскароносные роли - это две по сути противоположные героини. Уверенная в себе и решительная Скарлетт О’Хара - полный антипод сомневающейся Бланш ДюБуа, которая уже живет как между мирами. Другой вопрос может ли условная "Скарлетт О’Хара" с возрастом перейти в Бланш ДюБуа, - молодость которой, судя по всему была довольно бурной. Но так или иначе и та и другая героини в исполнении Вивьен доведены до своего максимума.

Время от времени Вивьен страдала от психических расстройств и умерла в относительно молодом возрасте - возможно это и была своего рода "плата" за такой талант и абсолютно неземную красоту. Иногда кажется, что именно люди склонные к так называемым "пограничным состояниям" полнее реализуются в творчестве. Как говорится - "в натурах цельных есть уют, но монолиты не поют". К тому же Вивьен была хорошо образована и знала несколько языков.

Начало карьеры

Вивьен начала свою карьеру в качестве театральной актрисы, а позже получила короткую роль школьницы в британском фильме «Дела идут на лад» ("Things Are Looking Up"). Ее появление в этом фильме настолько мимолетно, что ничего подробного сказать невозможно. Этот фильм - типичная музыкальная комедия 1930-х годов. Надо сказать, что в 1930-е годы кинопроизводство было более локальным, чем сейчас. Британская, французская и американская киноиндустрии существовали практически раздельно. Более того, это была эпоха студий и продюсеров. Согласно «Критической истории британского кино» Роя Армса: «1930-е годы — это прежде всего век Голливуда, и только один продюсер в Великобритании в этот период может хотя бы отдаленно сравниться с такими фигурами, как Ирвинг Тальберг или Дэррил Занук это Александр Корда».

После «Дела идут на лад» агент Вивьен - Джон Глиддон порекомендовал ее Александру Корде, но тот отклонил ее кандидатуру. Позже Корда признал свою ошибку и даже снял ее в своем фильме «Леди Гамильтон» (1941). Мне кажется, что следующий фильм «Тротуары Лондона» (1938) был ключевым событием в ранней карьере Вивьен по двум причинам. Во-первых, у Вивьен появился опыт в качестве актрисы главной роли. Во-вторых, в этот фильм показал, как потрясающе она выглядит в декорациях старого доброго Лондона. (Возможно, это заметили продюсеры «Моста Ватерлоо».) Любопытно, что в конце этого фильма композитор говорит героине Вивьен, что ею интересуется Голливуд. Так что это пророчество в 1938 году было крайне актуально.

Унесенные ветром

Вообще, все роли Вивьен Ли до 1939 года были важны для ее актерского мастерства и опыта, однако самая известная роль пришла к ней в 1939 году, когда она получила роль Скарлет О'Хара в легендарном фильме "Унесенные ветром".

Кадр из фильма унесённые ветром

Я был немного удивлен, когда узнал, что Вивьен было 27 лет во время съемок фильма. (Согласно оригинальному роману Маргарет Митчелл, в начале сюжета Скарлетт около 16 лет, а в конце ей примерно 28). При этом, Вивьен органично выглядит в начале как девушка лет 16-17, и в финальных сценах где ее Скарлетт действительно около 28.

Нет смысла описывать большую конкуренцию за эту роль, она очевидна и общеизвестна. Вивьен превзошла многих признанных звезд. Но политические и исторические факторы также повлияли на кастинг. "Объединенные дочери Конфедерации" (есть такая организация, в которой состоят потомки конфедератов) протестовала против того, чтобы британская актриса играла роль жительницы Конфедератского Юга. Так что режиссеру пришлось серъезно защищать свой актерский состав.

Несмотря на все сильные стороны «Унесенных ветром», следует отметить, что 1939 год был очень конкурентным. Премьеры фильмов «Мистер Смит едет в Вашингтон», «Волшебник страны Оз» и «Грозовой перевал» также состоялись в 1939 году. Кстати, в «Грозовом перевале» одну из главных ролей сыграл Лоуренс Оливье — будущий муж Вивьен. Несколькими годами ранее, в 1937 году, они уже вместе играли в историческом фильме «Пламя над Англией».

На 12-й церемонии вручения премии "Оскар" фильм "Унесенные ветром" получил восемь премий "Оскар" (включая награду за лучший фильм). Это был триумф! Вивьен получила свой первый «Оскар» за лучшую женскую роль, став теперь не только знаменитой, но и признанной актрисой.

(Объявление о присуждение премии "Оскар" Вивьен Ли и ее речь. Запись от 29 февраля 1940 года; 12-я церемония вручения премии "Оскар"; отель "Амбассадор", Лос-Анджелес)

Смотря "Унесеённые ветром", мне захотелось узнать больше о таком легендарном фильме. В библиотеке я нашел опубликованный сценарий фильма. Честно говоря, я впервые читал киносценарий и был удивлен подробным описанием сцен и фраз, таких как: "Камера отъезжает назад для обзора", "Постепенное исчезновение", "Постепенное появление" и т.д.2 Довольно забавно пересматривать некоторые сцены, одновременно читая сценарий, это какое-то новое измерение или прочтение получается что-ли.

Фото сценария Унесённых ветром

Роль Скарлет О'Хара вывела Вивьен Ли на совершенно новый уровень, превратив ее в символ неувядающей популярности. Почти сорок лет спустя, в ноябре 1976 года, MGM продала "Унесённых ветром" телевидению. NBS заплатила $ 5 000 000 за один показ, но этот показ посмотрела рекордная аудитория - 110 миллионов человек.3

Следующий фильм - "Мост Ватерлоо" (1940). Я люблю пересматривать этот фильм. Действие происходит во время Первой мировой войны, но в момент съёмок идёт Вторая мировая война. Может быть, поэтому так точно передана драматическая атмосфера бурного военного времени. И, конечно же, романтический дуэт Вивьен Ли и Роберта Тейлора, создавших некие мужские и женские архетипы.

К тому же "Мост Ватерлоо" блестящая работа операторов, осветителей и режиссера. В сцене, когда Майра Лестер ждет в церкви ответа священника, мы отчетливо видим слезы в ее глазах со среднего плана. Это всё неброско, но прекрасно.

В 1941 году Вивьен снялась в исторической драме "Леди Гамильтон" вместе с Лоренсом Оливье, который годом ранее стал ее мужем. Очевидно, что тема наполеоновских войн и личности Горацио Нельсона перекликалась с темой Второй мировой войны. Сцена с сигналом знаменитой фразы Нельсона "Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг", - весьма выразительна и трогательна.

Трамвай «Желание»

Эта пьеса, написанная Теннесси Уильямс, отразилась не только на кинокарьере Вивьен, но и на её душевном здоровьи. Она начала играть роль Бланш Дюбуа в театральной постановке в Лондоне, а позже получила свой второй «Оскар» за блестящую роль в одноименном фильме 1951 года. Это драма о женщине средних лет, которая сходит с ума и сталкиваясь при этом с непониманием окружающих. Лондонской постановкой руководил Лоуренс Оливье. "Сэр Лоуренс Оливье режиссирует твердой рукой" 4 - писала в те дни газета "The Times".

Но работа над героиней Бланш ДюБуа вызвала серьезные проблемы с психикой Вивьен. Она не могла выйти из роли и смешивала свою реальную жизнь с этой ролью. Позже Лоуренс Оливер скажет: «На Вивьен слишком сильно влияли её роли, Было довольно сложно играть Бланш ДюБуа у которой было схожее ментальное расстройство».5

Кадр из фильма Трамвай Желание

Даже через два года после выхода фильма у нее были серьезные проблемы. В 1953 году «Таймс» сообщила: «Мисс Вивьен Ли, отказавшаяся от участия в фильме «Прогулка слона» из-за острого нервного срыва, вернется в Англию со своим мужем сэром Лоурэнсом Оливье, как только ее врачи решат, что она достаточно поправилась для путешествий."6

Последние фильмы

Ее последние 2 фильма - "Римская весна миссис Стоун" (1962) и "Корабль дураков" (1967) были пропитаны тоскливой безысходностью и размышлениями об увядающей красоте. Трудно смотреть на то как в «Римской весне миссис Стоун» (1961) ее героиня мысленно «хоронит» себя. Конечно, отождествлять Вивьен с ее ролями некорректно, но скорее всего такие мысли посещали её саму.

Кадр из фильма Римская весна миссис Стоун

Более того, некоторые детали биографии миссис Стоун отчасти схожи с биографией Вивьен: потеря мужа (Вивьен развелась в 1960 г.), игра в пьесах Шекспира, всемирная слава и богатство.

Если присмотреться к глазам Вивьен в "Римской весне миссис Стоун", становится ясно, что ее героиня понимает, насколько жалким и наигранным является ее "избранник". (В фильмах с Вивьен Ли взгляд — важный, утонченный, почти метафизический инструмент эмоционального выражения.) Но она почему-то не разрывает эти бессмысленные отношения - это и трагедия, и это вопрос. Интересно, что перед подписанием контракта на съемку Вивьен настояла на своем праве выбирать наряды которые хотела7.

Конечно, при просмотре этого фильма у меня возникли ассоциации со знаменитым "Бульваром Сансет" (1950), но прямых аналогий все же нет. Норма Десмонд из «Бульвара Сансет» находится в болезненном конфликте с реальностью. Она не просто застряла в прошлом — она презирает настоящее. Наоборот, миссис Стоун осознает течение времени очень ясно, депрессивно, но ясно.

"Корабль дураков" (1965) режиссера Стэнли Крамера - последний фильм Вивьен. По сюжету действие происходит на палубе океанского лайнера, плывущего из Мексики в Германию 1933 года. Понятно, что определенный смысл ситуации придают география маршрута и выбранный год.

Моей первой ассоциацией с названием фильма было знаменитая Иеронима Босха. В этой картине много аллегорий, характерных для голландских художников того времени, но главная мысль этой картины в том, что люди, отягощенные грехами, плывут на корабле не к Небесным вратам, а прямо в Ад. В случае с фильмом Крамера пассажиры лайнера со своими грехами отправляются в Третий рейх как, по всей видимости, в посольство ада на земле.

Роль Вивьен в этом фильме — американка средних лет, которая, вероятно, вышла из бурных двадцатых. Она пьет и тоскует по молодости и Чарльстону, ко многим вещам относится с иронией. Фильм основан на одноименном романе, написанном в 1962 году Кэтрин Энн Портер.

Как это обычно бывает, книга и фильм имеют определенные отличия. Например, доктору Вильгельму Шуману по роману 60 лет, а герой Оскара Вернера кажется гораздо моложе. В целом я бы сказал, что этот роман и фильм посвящены экзистенциальным вопросам, проблемам сосуществования людей и проблеме соскальзывания в ментальный ад.

В конце мая 1967 года Вивьен начала чувствовать симптомы недомогания. Сообщения о ее болезни появились в прессе в июне.8 Скорее всего, причиной стал рецидив туберкулеза, который был диагностирован в 1944 году. Однако ее смерть все же была неожиданной. Вивьен ушла 10 июля 1967 года в своем доме на Итон-сквер в Лондоне.

На следующий день после ее смерти кто-то нацарапал рядом с её домом следующие слова: "Великая актриса на все времена... Мы признаем тебя молодой в сердце и подлинно прекрасной".("A great actress for ever and ever... We vote you the young at heart and a true beauty").

От себя хочется добавить: "Thank you, Vivien, for the most beautiful and deep-minded female characters I have ever seen, perfection and inspiration. Thank you for visiting this world."

Кадр с Вивьен Ли

Источники

1 Armes R. (1978) A Critical History of British Cinema ISBN 436 018020; London: Martin Secker & Warburg Limited, p. 115

2 Harwell R. (1980) GWTW The screenplay ISBN 0025486608; New York: Macmillan Pub Co, p. 146

3 Turner A. (1989) A celebration of Gone With The Wind ISBN 1850280886; Limpsfield, Surray: Dragon's World, p. 174

4 "The Times", October 13, 1949

5 Vickers H. (1990) Vivien Leigh., ISBN 0330311662; London: Pan Books Ltd, p. 213

6 "The Times", March 19, 1953

7 Robyns G. (1968) Light of a star. Vivien Leigh., ISBN 0090899806; London: Lesley Frewin Publishers Limited, p. 208

8 "The Times", June 10, 1967

См. также

§ Фильм Газовый свет (1944)