RUS
ENG

Allperestroika

Главная

I

Искусство

I

Феномены

I

Документы

Главная

Искусство

Феномены

Документы

upbutton pic

Аэробика пришла в СССР

Одним из непременных атрибутов женской моды эпохи перестройки были кислотные лосины и шерстяные гетры. Виной тому телетрансляции аэробики, называемой в СССР ритмической гимнастикой.

Первая трансляция состоялась ещё в 1984 г., затем программа укрепилась и транслировалась по Центральному телевидению СССР в плоть до 1990 г.

Кадр из телеаэробики

 

Треш вступление, сопровождавшее начало занятий аэробикой

У популярности телеаэробики было несколько причин. Во-первых, конечно, интерес женской части населения СССР к элегантному, новому и спортивному способу сбросить лишний вес и в целом улучшить фигуру. Для занятий ритмической гимнастикой не требовалось записываться в спортзал, достаточно было просто включить телевизор в заветное время. Фоном для занятий (в телевизионных передачах) служили и стадионы, и светящиеся геометрические фигуры и лужайки с березками.

В память советского телезрителя аэробика вошла под названием "ритмическая гимнастика". Сделано это было для того, чтобы сделать понятным суть передачи. Иностранное слово "аэробика" не особо кому было знакомо, а глянуть википедию в 1980х годах еще сложновато, поэтому и телередакторы остановились на словосочетании двух более понятных слов.

Концепция аэробики представлялась как общеразвивающие упражнения под бодрую музыку с ярко выраженным ритмическим рисунком. Вот как описывает ритмическую гимнастику методичка 1986 года: "Различные ритмы музыки, используемые в занятиях, повышают эмоциональное восприятие окружающего мира". 1

Были определённые проблемы и с поиском энергичных ведущих для таких программ. Вот как описывает эту ситуацию главный редактор Главной редакции спортивных программ ЦТ СССР А.В.Иваницкий: "Что же касается телевидения, то если бы меня попросили назвать основную проблему, связанную с циклом передач по ритмике, я бы ответил: "Найти хорошую ведущую". Мы перепробовали многих. У одних не хватает увлеченности, желания посвятить год-другой записям, подбору и разучиванию комплексов, компоновке групп исполнительниц, выбору музыки. У других - опыта, авторитета для того, чтобы не быть послушным манекеном в руках режиссера; третьим не достаёт актерского мастерства, чтобы зажечь, увлечь аудиторию" 2

В свою очередь некоторые актрисы отказывали по карьерным соображениям. Логика была следующей: какой же режиссёр после такой известности, связанной с аэробикой, предложит серьёзную роль? Т.е. аэробика воспринималась как нечто абсолютно несерьёзное и поэтому могла как бы сделать актрису заложницей этого образа.

Видеомагнитофоны в конце 80-х по-прежнему редкость и предмет культа, поэтому единицам удавалось записывать передачи. Однако отдельные умельцы записывали только звук на магнитофон и потом уже самостоятельно занимались используя лишь звуковую дорожку.

В качестве оптимальной продолжительности советского фитнеса была выбрана временная рамка в 30 мин. Такая продолжительность с одной стороны позволяла достигать необходимой нагрузки, но в тоже время полчаса не были большим испытанием для начинающих. Как понятно из названия цель данных занятий заключалась в увеличении аэробных нагрузок, т.е. нагрузок, при которых главным источником энергии для мышц становится кислород. Это, например, бег или езда на велосипеде.

Дополнительным плюсом таких занятий была простота элементов. Действительно, от желающих заниматься не требовалось каких-либо сложных трюков, скорее трудолюбие в процессе многократного выполнения простого но однотипного движения.

Перед началом занятий ведущая иногда давала рекомендации о том как подготовиться к тренировкам, а именно надеть спортивный костюм и проветрить помещение.

Целевой аудиторией аэробики 80-х выступили женщины от 30 до 55 лет. Вот как это описывает один из редакторов А.В.Иваницкий: "Мы выяснили, что нужнее всего наша ритмика женщинам от 30 до 55 лет, имеющим детей. Для них наши уроки оказались просто спасением. Спортзалов не хватает, ехать до них порой не близко, да и не везде они есть. Кто-то стесняется заниматься в группе, да у каждой ещё работа, магазины, стирка, дети. Словом, времени нет. И эти телевизионные полчаса для них незаменимы".

Кадр из телеаэробики

Особую аудиторию зрителей ритмической гимнастики составляли мужчины, следившие за изящными движениями ножек в лосинах.

В конце восьмидесятых лучший подарок на 8 марта - заветная пластинка фирмы "Мелодия" с голосовым руководством под музыку.

 

__

1 Бирюк Е.В. Ритмическая гимнастика. Методические реккомендации - К.: Молодь, 1986 С. 7

2 Иваницкий А.В., Матов В.В., Иванова О.А,, Шарабарова И.Н. Ритмическая гимнастика на ТВ - М.: Советский спорт, 1989 С. 5

Информация по теме:

Книга: «Ритимическая гимнастика на ТВ»

Авторы: Иваницкий А.В., Матов В.В., Иванова О.А,, Шарабарова И.Н., М.: Советский спопрт, 1989

В книге рассказывается о проблемах создания телеверсии ритмической гимнастики. Рассказывается о пользе ритмической гимнастики для здоровья.

 

Книга: «Аэробика и мы»

Автор: Абрамов М.С.

В книге "Аэробика и мы" рассматривается сама философия здорового образа жизни и научная обоснованность различных упражнений. Приводятся данные медицинской статистики такие как средняя продолжительность жизни, количество курящих, процент имеющих избыточную массу тела и т.д.

В книге проводится линия различия между понятиями "аэробика" и "ритмическая гимнастика", при этом ритмическая гимнастика понимается как подвид аэробики.

Несмотря на то, что книга 1990 года, в ней затрагивается безумно актуальная сегодня тема правильного питания и приводятся способы измерения некой "нормальной массы тела".