Allperestroika.ru

RUS

ENG

Главная

Феномены

Кино

ТВ

Музыка

Документы

  1. Главная
  2. Телевидение перестройки

Телевидение перестройки

Перемены, происходившие в стране, конечно коснулись и самого влиятельного СМИ позднего СССР - телевидения. Включить заветный голубой экран дома после рабочего дня - дело святое, тем более, что телевидение перестройки весьма разительно отличалось от вещания эпохи застоя.

Знаковым событием для всего советского телевидения стал запуск 2 октября 1987 г. еженедельной программы "Взгляд", в которой совсем ещё молодые и пока неизвестные журналисты: Владислав Листьев, Александр Любимов, Олег Вакуловский и Дмитрий Захаров стали обсуждать прежде немыслимые темы.

Программа "Взгляд" готовилась в недрах некогда всесильного Гостелерадио СССР, а именно в Молодёжной редакции центрального телевидения и изначально позиционировалась как молодёжная программа. Поэтому в рамках "Взгляда" транслировались клипы западных групп, что делало программу в условиях советской аудитории того времени просто взрывной.

Да и само поведение ведущих отличалось от привычных появлений дикторов центрального телевидения, менторским тоном вещавших "правительственные сообщения". Группа молодых людей, одетых в повседневную одежду, в прямом эфире, на человеческом, а не на официозном языке обсуждала понятные зрителю проблемы, прежде порой скрываемые.

Неудивительно, что программа имела колоссальный успех, а статус "журналиста - взглядовца" делал его обладателя практически полубогом. Позже, в 1991 г., когда было принято решение приостановить выпуск программы, перед гостиницей "Москва" собрался многотысячный митинг в поддержку гласности и "Взгляда".

В это же время, на ленинградском телевидении эфирится программа "600 секунд" (в народе просто "секунды"), где Александр Невзоров (он же "Неврозов", он же "Невзик" и позже "Мясник") показывает разоблачительные, порой ужасающие сюжеты. Правда, справедливости ради, стоит сказать, что со временем программа перейдёт из разряда разоблачительных в разряд чернушных.

Изображение заставки Прожектора перестройки

Более официозно ход реформ в стране освещала программа "Прожектор перестройки" (народн. "Про жертвы перестройки"). По сути программа была дополнением к программе "Время", и в фокусе "прожектора" находились вполне политически нейтральные темы, такие как "нехватка питьевой воды в Запорожской области" и др.

Конечно, телевидение конца 80-х невозможно себе представить без без молодёжных программ, тем более, что в недрах ЦТ СССР как уже говорилось выше имелась Главная редакция программ для молодёжи. Наиболее сфокусированными на проблемах молодежи были программы: "Марафон 15" и "До 16 и старше".

Программу "Марафон 15" вёл Сергей Супонев, который станет главным ведущим детских передач в 90-е. Как ни странно, но в доинтернетную эпоху программа подразумевала интенсивную обратную связь со зрителями. Ещё в самом первом выпуске телезрителям было предложено покреативить на тему заставки передачи. В программе было 15 сюжетов, каждый из которых длился ровно 3 минуты, - отсюда и название программы. (Видимо привязанность к хронометражу была некой фишкой телепередач 80-x - вспомнить те же 600 секунд). И надо сказать, что Супонев бегал с микрофоном по сюжетам довольно интенсивно, полностью оправдывая слово "марафон" в названии.

Второй молодежной передачей как уже говорилось была "До 16 и старше". В ней не было какого-либо строгого хронометража сюжетов. Одна передача могла состоять из одного сюжета, а могла из нескольких. Основными темами этих молодёжных программ были: хобби, комсомольская работа, правонарушения, музыка и др.

Стартовой площадкой для многих, прежде неизвестных музыкантов, стала программа "Музыкальный ринг", в которой обаятельная Тамара Максимова представляла широкой публике новых музыкантов и зачитывала письма с откликами и "рецензиями" на предыдущие программы. Причем декорация программы была действительно похожа на боксёрский ринг, а участники подбегали к сцене в боксёрских перчатках. В этой программе засветились и "Машина времени" и ещё бритый БГ, бит-квартет "Секрет", Александр Розенбаум, "АукцЫон" и многие другие.

После исполнения песен начиналось их обсуждение как между слушателями, так и в формате вопросов автору. При этом среди вопросов запросто могли встретится и вопросы вроде: "Способствуете ли вы исчезновению инфантилизма?", "что может измениться от ваших песен?", "Вы ответственны за ваших слушателей?" и т.д.

Незабываемым для многих телеаттракционом перестройки, конечно, являются сеансы Анатолия Кашпировского, дававшего в конце 80-х "установки" немигающим взглядом под красивую мелодичную музыку ("Andrea" композитора Манфреда Шмитца.). К 1989 году бывший психотерапевт сборной СССР по тяжёлой атлетике Анатолий Кашпировский уже получил опыт работы на украинском телевидении.

В своей автобиографии на личном сайте Кашпировский пишет: "В том же году мы с В.В. Щербачёвым и писательницей В.В. Врублевской (они исполняли роль ведущих) провели на украинском телевидении 5 передач по 45 минут каждая для снятия энуреза у детей." и далее "Несмотря на то, что программа предназначалась для детей, положительные результаты излечений стали проявляться и у взрослых. Правда, не по поводу энуреза, а по поводу других заболеваний, в основном, физического, телесного характера."

В том же году, Кашпировский, уже вооружённый опытом телеборьбы с энурезом, во время телемостов "Москва - Киев" и "Киев - Тбилиси" выполняет роль анестезиолога, обезболивая внушением.

Кадр с участием Кашпировского

Наконец, 27 июля 1989 г. Кашпировский проводит встречу в концертном зале Останкино, после которой и принимается решение о проведении осенью того же года шести "сеансов здоровья". Декларируемый смысл передачи заключался в дистанционном лечении и оздоровлении через использование визуального контакта. О роли тех массовых сеансов спорят до сих пор, однако это уже совсем другая история.

Конечно, стоит упомянуть и о зарубежных сериалах, появившихся на советском голубом экране. Знаменитая "Рабыня Изаура", показанная в 1988 г. по ЦТ СССР, заставила миллионы советских граждан выучить прежде незнакомое слово "Фазенда", которым позже стали иронично называть дачные участки. Ну а в конце 1991 г. пришло время другого знаменитого мыльного эпоса - "Богатые тоже плачут". Сериал этот был снят ещё в 1979 г., но в данном случае временной лаг ничем не повредил. На ЦТ пустили сначала несколько серий в плане эксперимента, сериал вызвал интерес и показ был продолжен вплоть до осени 1992 г. Традиция на мыльные оперы продолжится и на постперестроечном телевидении - в 1993-1994 миллионы российских зрителей привяжет к себе "Просто Мария".

Телевидение периода перестройки и его наследие

Телевидение периода перестройки стало местом рождения некоторых программ, существующих и по сей день.

Кадр КВНа периода Перестройки

В 1986 г. после 14-летнего перерыва возвращается КВН, закрытый вначале 1970-х. Причём изначально судьба возрождённой передачи была туманна. Сезон 86-го года должен был ответить на вопрос быть ли вообще последующим сезонам КВН. Сам КВН конца 80-х - начала 90-х это конечно же шутки на политические темы вроде "Кошмар, на улице Язов", "С чего начинается мафия, с того что прилавки пусты. С хороших и верных товарищей, занявших большие посты." А уж фраза "Партия, дай порулить" - стала практически политическим лозунгом. В жюри КВНов тех лет присутствуют советские звёзды - Андрей Миронов, Эльдар Рязанов, Андрей Мягков и др. Причём оценки конкурсов в виде "хорошо" и даже "удовлетворительно" были частым и нормальным явлением. В адрес комманд могла звучать не только похвала, но и критика.

25 октября 1990 г. в эфир выходит программа "Поле чудес", списанная с американской программы "Wheel of fortune". Причём первые выпуски вёл ещё не Леонид "аааавтомобиииль" Якубович, а Владислав Листьев, который принимал активное участие в создании самой программы. Позже Листьев переключит своё внимание на создание программы "Тема", а с 1991 г. ведущим станет Якубович. В начале 90-х в качестве суперприза запросто котируется магнитофон, ну а сама передача носит гордое звание капитал-шоу "Поле чудес".

В этом же 1990 г. на ещё советских экранах появилось загадочное слово "Брейн ринг", обозначавшее интеллектуальное телесоревнование между двумя командами. Причём первоначальным ведущим был создатель и ведущий известной телеигры "Что? Где? Когда?" Владимир Ворошилов. Кстати и в самой передаче "Что? Где? Когда?" произошли изменения. С 24 октября 1986 г. передача стала выходить в прямом эфире, а с 1990 г. обрела постоянную прописку в Охотничьем домике в московском Нескучном саду. Постепенно коммерциализируются и призы передачи. Если в 80-х заветным призом были книги, то в начале 90-х появилась возможность выйграть автомобиль, знатоки стали играть на деньги а клуб стал именоваться "интеллектуальным казино".

Так же как из "Шинели" Гоголя, по утверждению Достоевского, вышла русская литература, так же и российское телевидение 1990-х гг. вышло из телевидения перестройки. Листьевские проекты, прямые эфиры да и само понятие "телеведущий" пришли к нам из той неспокойной, бурной, но творческой эпохи.

Смотрите также:

§ 600 секунд

§ Программа передач Центрального телевидения СССР

 

  1. Главная
  2. Телевидение перестройки