RUS
ENG

Allperestroika

Главная

I

Искусство

I

Феномены

I

Документы

Главная

Искусство

Феномены

Документы

upbutton pic

Телевидение Перестройки

Перемены, происходившие в стране, конечно коснулись и самого влиятельного СМИ позднего СССР - телевидения. Включить заветный голубой экран дома после рабочего дня - привычное дело, тем более, что телевидение Перестройки весьма разительно отличалось от вещания эпохи застоя. Это был период значительных перемен, когда телевидение СССР получило возможность стать платформой для дискуссий о проблемах и вызовах той эпохи. К тому же сложились условия для творческих экспериментов и появления новых форматов.

Знаковым событием для всего советского телевидения стал запуск 2 октября 1987 г. еженедельной программы "Взгляд", в которой совсем ещё молодые и пока неизвестные журналисты: Владислав Листьев, Александр Любимов, Олег Вакуловский и Дмитрий Захаров стали обсуждать прежде немыслимые темы. (Нужно сказать, что состав ведущих менялся и не был постоянным).

Изображение кадра из программы 'Взгляд'

Программа "Взгляд" готовилась в недрах некогда всесильного Гостелерадио СССР, а именно в Молодёжной редакции центрального телевидения и изначально позиционировалась как молодёжная. Поэтому в рамках "Взгляда" транслировались клипы западных групп, что делало программу в условиях советской аудитории того времени просто взрывной.

Да и само поведение ведущих отличалось от привычных появлений дикторов центрального телевидения, менторским тоном вещавших "правительственные сообщения". Группа молодых людей, одетых в повседневную одежду, в прямом эфире, на человеческом, а не на официозном языке обсуждала понятные зрителю проблемы, прежде порой скрываемые. Возможно сам формат таких неформальных посиделок способствовал ощущению того, что зритель сам как бы присутствовал внутри передачи, чувствовал себя как дома. Его телевизор становился по сути просто дверью в соседнюю комнату.

Неудивительно, что программа имела колоссальный успех, а статус "журналиста - взглядовца" делал его обладателя знаменитостью высшего класса. В 1990 году была основана телекомпания "ВиД" ("Взгляд и Другие"), которая собственно и занялась дальнейшим производством программы. Позже, в 1991 г., когда было принято решение приостановить выпуск программы, перед гостиницей "Москва" собрался многотысячный митинг в поддержку гласности и "Взгляда". (10 января 1991 года первым заместителем председателя Гостелерадио СССР был подписан указ о приостановлении производства и выхода в эфир программы)

Изображение заставки Прожектора Перестройки

Более официозно, хотя и с долей критики ход реформ в стране освещала программа "Прожектор Перестройки" (народн. "Про жертвы Перестройки"). По сути программа была дополнением к программе "Время", шедшая примерно 10 минут. В фокусе "прожектора" могли находиться такие темы как проблемы экологии, товарный дефицит, самогоноварение и др. В одной из передач ведущий так объяснял название: "Направленный луч может высветить то, чего и днём не усмотришь зачастую, к тому же тени в круге света контрастнее и ещё видно лишь то, что есть на самом деле, существует в жизни, а не на бумаге, луч прожектора никогда не высвечивает миражи".

Конечно, телевидение конца 80-х невозможно себе представить без молодёжных сюжетов, тем более, что в недрах ЦТ СССР имелась уже упомянутая Главная редакция программ для молодёжи. Наиболее сфокусированными на проблемах молодежи были программы: "Марафон 15" и "До 16 и старше".

Программу "Марафон 15" вёл Сергей Супонев, который станет главным ведущим детских передач в 90-е. Как ни странно, но в доинтернетную эпоху программа подразумевала интенсивную обратную связь со зрителями. Ещё в самом первом выпуске телезрителям было предложено покреативить на тему заставки передачи. В программе было 15 сюжетов, каждый из которых длился ровно 3 минуты, - отсюда и название передачи. И надо сказать, что Супонев бегал с микрофоном по сюжетам довольно интенсивно, полностью оправдывая слово "марафон" в названии.

Второй молодежной передачей как уже говорилось была "До 16 и старше". В ней не было какого-либо строгого хронометража сюжетов. Одна передача могла состоять из одного сюжета, а могла из нескольких. Основными темами этих молодёжных программ были: хобби, комсомольская работа, правонарушения, музыка и др.

Стартовой площадкой для многих, прежде неизвестных музыкантов, стала программа "Музыкальный ринг", в которой обаятельная Тамара Максимова представляла широкой публике новых музыкантов и зачитывала письма с откликами и "рецензиями" на предыдущие эфиры. Причем декорации "Музыкального ринга" были действительно похожи на боксёрский ринг, а участники иногда подбегали к сцене в боксёрских перчатках. В этой программе засветились и "Машина времени", бит-квартет "Секрет", Александр Розенбаум, "АукцЫон" и многие другие. Перед собственно исполнением песен ведущая могла рассказать о составе групп. (А ведь это было важно тогда - в интернете состав не посмотришь).

После исполнения песен начиналось их обсуждение как между слушателями, так и в формате вопросов автору. При этом среди вопросов запросто могли встретится и вопросы вроде: "Способствуете ли вы исчезновению инфантилизма?", "что может измениться от ваших песен?", "Вы ответственны за ваших слушателей?" и т.д. Победитель определялся путём зрительского голосования по телефону. А призом был хрустальный скрипичный ключ. Была кстати ещё одна менее известная передача с созвучным названием - "Музыкальный лифт", в которой демонстрировались музыкальные клипы тех лет. Так же на показах клипов и выступлений специализировались "Программа А", "Утренняя почта" и "Музыкальный киоск". Программа "Декабрьские вечера" позволяла зрителю насладиться классической музыкой, в том числе в исполнении таких мэтров как Святослав Рихтер.

Незабываемым для многих телеаттракционом Перестройки, конечно, являются сеансы Анатолия Кашпировского, дававшего в конце 80-х "установки" немигающим взглядом под красивую мелодичную музыку ("Andrea" композитора Манфреда Шмитца.). К 1989 году бывший психотерапевт сборной СССР по тяжёлой атлетике Анатолий Кашпировский уже получил опыт работы на телевидении.

В своей автобиографии на личном сайте Кашпировский пишет: "В том же году мы с В.В. Щербачёвым и писательницей В.В. Врублевской (они исполняли роль ведущих) провели на украинском телевидении 5 передач по 45 минут каждая для снятия энуреза у детей." и далее "Несмотря на то, что программа предназначалась для детей, положительные результаты излечений стали проявляться и у взрослых. Правда, не по поводу энуреза, а по поводу других заболеваний, в основном, физического, телесного характера."

В том же году, Кашпировский, уже вооружённый опытом телеборьбы с энурезом, во время телемостов "Москва - Киев" и "Киев - Тбилиси" выполняет роль анестезиолога, обезболивая внушением.

Кадр с участием Кашпировского

Наконец, 27 июля 1989 г. Кашпировский проводит встречу в концертном зале Останкино, после которой и принимается решение о проведении осенью того же года шести "сеансов здоровья". Декларируемый смысл передачи заключался в дистанционном лечении и оздоровлении через использование визуального контакта. О роли тех массовых сеансов спорят до сих пор, однако это уже совсем другая история.

Конечно, стоит упомянуть и о зарубежных сериалах, появившихся на советском голубом экране. Знаменитая "Рабыня Изаура", показанная в 1988 г. по ЦТ СССР, заставила миллионы советских граждан выучить прежде незнакомое слово "Фазенда", которым позже стали иронично называть дачные участки.

Ну а в конце 1991 г. пришло время другого знаменитого мыльного эпоса - "Богатые тоже плачут". Сериал этот был снят ещё в 1979 г., но в данном случае временной лаг ничем не повредил. На ЦТ пустили сначала несколько серий в плане эксперимента, сериал вызвал интерес и показ был продолжен вплоть до осени 1992 г. Традиция на мыльные оперы продолжится и на постперестроечном телевидении - в 1993-1994 миллионы российских зрителей привяжет к себе "Просто Мария". Впрочем справедливости ради следует сказать, что показывались не только "мыльные оперы". С 1986 г. в СССР транслировался детективный сериал "Спрут" с главным героем комиссаром Каттани.

Телевидение периода Перестройки и его наследие

Телевидение периода Перестройки стало местом рождения некоторых программ, существующих и по сей день.

Кадр КВНа периода Перестройки

В 1986 г. после 14-летнего перерыва возвращается КВН, закрытый вначале 1970-х. Причём изначально судьба возрождённой передачи была туманна. Сезон 86-го года должен был ответить на вопрос быть ли вообще последующим сезонам КВН. Сам КВН конца 80-х - начала 90-х это конечно же шутки на политические темы вроде "Кошмар, на улице Язов", "С чего начинается мафия, с того что прилавки пусты. С хороших и верных товарищей, занявших большие посты." А уж фраза "Партия, дай порулить" - стала практически политическим лозунгом.

В жюри КВНов тех лет присутствуют советские звёзды - Андрей Миронов, Эльдар Рязанов, Андрей Мягков и др. Причём оценки конкурсов в виде "хорошо" и даже "удовлетворительно" были частым и нормальным явлением. В адрес команд могла звучать не только похвала, но и критика.

25 октября 1990 г. в эфир выходит программа "Поле чудес", списанная с американской "Wheel of fortune". Причём первые выпуски вёл ещё не Леонид "аааавтомобиииль" Якубович, а Владислав Листьев, который принимал активное участие в создании самой программы. Позже Листьев переключит своё внимание на создание программы "Тема". В 1991 году были выпуски с другими "пробными" ведущими, - причём Листьев лично передавал право вести программу новому ведущему на определённое время, оставаясь при этом в студии. Однако в итоге ведущим как известно стал Якубович. В начале 90-х в качестве суперприза запросто котируется магнитофон, ну а сама передача носит гордое звание капитал-шоу "Поле чудес".

В этом же 1990 г. на ещё советских экранах появилось загадочное слово "Брейн ринг", обозначавшее интеллектуальное телесоревнование между двумя командами. Причём первоначальным ведущим был создатель и ведущий известной телеигры "Что? Где? Когда?" Владимир Ворошилов. Кстати и в самой передаче "Что? Где? Когда?" произошли изменения. С 24 октября 1986 г. передача стала выходить в прямом эфире, а с 1990 г. обрела постоянную прописку в Охотничьем домике в московском Нескучном саду. Постепенно коммерциализируются и призы. Если в 80-х заветным призом были книги, то в начале 90-х появилась возможность выиграть автомобиль, знатоки стали играть на деньги, а клуб стал именоваться "интеллектуальным казино"

Конечно, говоря о телевещании эпохи Перестройки, нельзя не упомянуть появившуюся телерекламу. Конечно сейчас ролики из того времени кажутся несколько наивными и прямолинейными, но всё же нужно понимать, что это была своего рода проба пера. При этом значительный процент времени таких роликов могла занимать демонстрация адресов или телефонов рекламируемой фирмы. Однако, в тоже время получал распространение и другой вариант телерекламы. Активно внедрялась реклама через спонсорство чего-либо. Например, в передаче "Песня года 1991", спонсоры фестиваля озвучивались, а представители предприятий-спонсоров показывались. Кроме того активно упоминались производители призов для победителей в игре "Поле чудес".

Так же как из "Шинели" Гоголя, по утверждению Достоевского, вышла русская литература, так же и российское телевидение 1990-х гг. вышло из телевидения Перестройки. Листьевские проекты, прямые эфиры да и само понятие "телеведущий" пришли к нам из той неспокойной, бурной, но творческой эпохи.

Смотрите также:

§ Программа передач Центрального телевидения СССР