Allperestroika.ru

RUS

ENG

Главная

Феномены

Кино

ТВ

Музыка

Документы

  1. Главная
  2. Феномены
  3. Антиалкогольная кампания 1985

Антиалкогольная кампания 1985 в СССР

В один день, 17 мая 1985 г. жизнь миллионов советских граждан совершила неожиданный поворот. В газетах был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения"

§ Предыстория

§ Суть антиалкогольной кампании 1985

§ Итоги

§ Предыстория

Прежде всего, следует сказать, что знаменитая антиалкогольная кампания 1985 г. не была первой попыткой ограничить потребление алкоголя в СССР. Ещё в 1972 г. прошла кампания под девизом "пьянству бой". Был введён запрет на продажу крепких алкогольных напитков (свыше 30 %) во временной период с 19 часов вечера до 11 утра. Видимо герою Венечки Ерофеева из "Москва - Петушки" из 1969 г. еще повезло, его "самое бессильное и позорное время" от рассвета до открытия магазинов, в 1972 продлилось бы дольше.

Советский вытрезвитель 1981 года

Однако, шутки шутками, а потребление алкоголя в стране продолжало нарастать. К 1984 г. потребление алкоголя в СССР достигло уже 10, 5 л. чистого спирта на душу населения в год. (т.е приходилось примерно 90 - 100 бутылок в год на каждого взрослого мужчину). Руководство страны считало, что во многом проблемы в экономике связаны с падением трудовой дисциплины сотрудников. Отчасти это было действительно так. Вылететь с работы было довольно трудно и при этом денежной прибавки за лучшую работу не предусматривалось поэтому пьянство приобрело массовый характер.

При этом в СССР проводились исследования о влиянии алкоголя на производительность. Так например в книге "Мнимые потребности" 1986 года говорится, что 20-30 граммов алкоголя (кружка пива) ухудшает работоспособность на 16 - 17 % на время до двух часов и более (в зависимости от индивидуальных особенностей организма). При этом потеря производительности на следующий день после обильных возлияний оценивается в 25 - 30 %.1 Таким образом, вынужденная трезвость должна была вернуть работников к производству.

Считается, что идея ввести своеобразный "сухой закон" принадлежит секретарю ЦК КПСС по организационно-партийной работе и идеологии Егору Лигачеву, во всяком случае он был ярым сторонником этой идеи и даже спустя много лет в своей книге поддерживал эту кампанию.

§ Суть антиалкогольной кампании 1985

И так, как уже было сказано, судьбоносная для многих новость прозвучала 17 мая 1985 г. Регламентировалась новая жизнь Постановлением ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения". Полностью этот документ можно было прочесть в газетах того дня. (Например газета "Правда" №137 (24394) пятница 17 мая 1985 г.). В качестве объяснения указывалось, что "в современных условиях, когда все полнее раскрываются созидательные силы нашего социалистического строя" особое значение приобретает "преодоление вредных привычек и пережитков".

Суть постановления можно свести к следующим основным положениям:

☛ Не разрешается продажа спиртных напитков лицам, не достигшим 21 года. (Да-да именно 21 года, а не 18)

☛ Продажу винно-водочных изделий в рабочие дни производить с 14 часов. (т.е. купить алкоголь в будние дни можно только с 14 часов дня). Подобная мера отразилась в народном фольклоре частушкой: "В шесть часов поёт петух, в восемь - Пугачёва, магазин закрыт до двух - ключ у Горбачёва

☛ Была запрещена продажа алкоголя около предприятий, строек, больниц, мест отдыха и т.д.

☛ Предприятиям, включая колхозы, организациям и учреждениям запрещается закупка у граждан вин и виноматериалов домашнего изготовления

☛ Предусматривалось развитие сети чайных, закусочных, а также кафе и баров по продаже безалкогольных напитков. Т.е., чтоб была альтернатива пивным, например так называемые безалкогольные видеобары.

Были ещё более частные пункты типа подготовки лекарственных средств для лечения больных алкоголизмом, но для большинства людей горбачевская антиалкогольная кампания запомнится именно этими 5 мерами. На практике продажу алкоголя сократили не только во времени, но и в пространстве т.е. были закрыты отделы, в которых можно было купить алкоголь. Это в свою очередь породило дополнительные метры очередей к оставшимся магазинам. Опять таки народная память отозвалась частушкой - "Перестройка, перестройка ты за водкою постой-ка". Однако в любое время спиртное можно было приобрести по завышенной цене у таксистов, приторговывавших алкоголем "из багажника". Как правило, паролем в такой ситуации был вопрос таксисту: "Книги есть?" Разумеется, что такие торговые отношения были не законны. Стратегической задачей всего мероприятия было ежегодное сокращение производства и потребления ликеро-водочной продукции на 10 % т.е. каждый год на 10 процентов меньше.

Активно шла борьба и с самогоноварением. Стремительное исчезновение сахара с дефицитных полок 80-х годов косвенно свидетельствовало о наращении объемов самогоноварения. (Сахар является важным ингредиентом для сбраживания). Понятно, что отсутствие алкоголя на полках пытаются восполнить собственным производством.

Экспонаты антиалкогольной выставки

Антиалкогольная выставка изъятых принадлежностей для самогоноварения, 1988 г.

При этом кампания коснулась не только любителей "сообразить на троих", но и вполне равнодушных к спиртному граждан. Дело в том, что в условиях слабой платёжеспособности рубля и тотального дефицита времён позднего СССР, заветные "пол-литра" стали по сути второй валютой в стране, которой можно и нужно было расплачиваться с мастеровым людом. (Эпизод в фильме "Афоня" это замечательно иллюстрирует) В советском фольклоре появилось даже расхожее понятие "жидкая валюта".

Про нового Генсека, кстати первого из генсеков, выведшего свою супругу из тени, говорили: "Хорошо, что Горбачёв не импотент, а только трезвенник", называли "минеральным секретарём","генсоком" и "лимонадным Джо", по одноимённому названию фильма, пропагандирующего безалкогольный образ жизни.

В тоже время, шли гонения на советскую киноклассику, связанную с "употреблением". В канун нового 1986 года граждан лишили традиции резать оливье под любимую "Иронию судьбы или с лёгким паром". Гонению подверглась и музыка, например "Заздравная" И.Дунаевского.

Официальные издания, в свою очередь, печатали "письма благодарных читателей", одобряющих "политику партии и правительства в деле борьбы с алкоголизмом" и даже требующих "усиления мер". Так, например, "член первичной ячейки общества трезвости Вычислительного Центра Сибирского отделения АН СССР (а такие звания действительно существовали) некто И. Лобарев писал, что "даже слегка выпивающий коммунист, тем более руководитель не имеет права вести антиалкогольную пропаганду". Одна за другой выходили статьи с говорящими названиями "Начало положено", "Общими усилиями" и др.

При этом в Крыму, Молдавии и Закавказье началась вырубка виноградников, необходимых для производства вин, в том числе и коллекционных. Речь даже зашла о том, чтобы уничтожить массандровскую винотеку, хранившую образцы вина более чем столетней давности. Планировалось к 1987 году, а именно, к 70 летию Октябрьской революции "полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин". Не выдержав разрушения дела всей своей жизни, покончил с собой директор института виноделия "Магарач" Павел Голодрига.

Если говорить о научной стороне дела, то в том же 1985 г. была создана организация Всесоюзного научно-исследовательского центра по медико-биологическим проблемам профилактики пьянства и алкоголизма. А в 1988 г. при участии руководителей созданного центра был организован журнал "Вопросы наркологии", который и ныне издаётся.

Сокращение употребления алкоголя действительно планировалось не как временная акция, а как изменение всей системы досуга человека. Подводя промежуточные итоги на 27-ом Съезде КПСС, прошедшем в 1986 г. говорилось "В стране развернулась борьба против пьянства и алкоголизма. Во имя здоровья общества и человека мы пошли на решительные меры, повели бой с традициями, которые складывались и насаждались веками". 2

§ Итоги

В целом, если говорить о сухой статистике, антиалкогольная кампания дала кратковременные положительные эффекты. Обычно говорят об улучшении рождаемости и увеличении продолжительности жизни мужчин на 2,6 года.

По некоторым данным произошло сокращение производственного травматизма на 20%, и сокращению числа ДТП на 30%. Если верить Лигачеву, то в 1987 г. потребление алкоголя составляло 6 литров чистого спирта на душу населения, против 11 л. в 1985 г.. 3

Однако, серьёзных, глубинных проблем, связанных с причинами такого потребления, эта кампания конечно решить была не в состоянии. Вопреки ожиданиям, объёмы самогоноварения не уменьшились а только возросли. Так же увеличилось количество отравлений всевозможными суррогатами. Начиная от знаменитого стеклоочистителя "Секунда" и заканчивая клеем БФ (ласк. "Борис Фёдорович").

С 1987 г. пошло постепенное сворачивание программы. Кроме того, к 1987 г. уже упавшие цены на нефть и так серьёзно грызли союзный бюджет, акцизы должны были хоть как-то его наполнить.

__

1 Левин Б.М., Левин М.Б., Мнимые потребности М.:Издательство политической литературы, 1986 стр. 16

2 Материалы XVII Съезда КПСС М.: Издательство политической литературы, 1986 стр. 50

3 Лигачев Е.К. Перестройка: замыслы, результаты и поражения, уроки - М.: ИТРК, 2005, стр. 93

 

  1. Главная
  2. Феномены
  3. Антиалкогольная кампания 1985